+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
22.09.2015 12:18:49
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Консолидация снова в тренде

Согласно разработанному в Минэкономразвития актуализированному варианту проекта Целевой модели рынка железнодорожных грузоперевозок на период до 2020 года, в качестве основной идеи развития рынка предлагается консолидация парка. Функционирование операторов с крупными парками вагонов позволяет обеспечить необходимый эффект масштаба для эффективного предоставления вагонов на всей сети, полагают его разработчики.  

В соответствии с логикой профицита
Технологичность представленной модели предусматривает ее формирование на основе новой системы управления погрузочными ресурсами с целью их максимально эффективного использования, минимизации порожних пробегов и нагрузки на инфраструктуру. Так, для экономики страны принципиально важным является дальнейшее развитие рынка оперирования универсальными вагонами, в первую очередь полувагонами – наиболее массовым и востребованным типом подвижного состава, в котором сегодня перемещается более 50% всех перевозимых по железной дороге грузов.
В связи с этим совершенствование сегмента оперирования грузовым подвижным составом до 2020 года предусматривает продолжение формирования экономических стимулов, направленных на укрупнение парков грузовых вагонов операторов ПС для получения эффекта масштаба и увеличения возможностей для удовлетворения потребностей грузоотправителей в общесетевом масштабе. Консолидацию универсального вагонного парка предлагается осуществлять в управлении общесетевого перевозчика или под управлением субъекта (группы субъектов) операторского сообщества.


Интеграция услуг транспортного сервиса, а именно возвращение части грузовых вагонов в управление перевозчика, даст возможность организовать комплексную услугу по перевозке грузов, что будет способствовать снижению транзакционных издержек грузоотправителя, а также уменьшению времени оформления и реализации заявки на перевозку грузов, уверены авторы документа (имеется в распоряжении редакции). Такая мера также позволит создать условия для того, чтобы существенно повысить транспортную доступность и качество обслуживания повагонных отправок малых и средних грузоотправителей. Возможность оперирования подвижным составом позволит перевозчику повысить оперативность удовлетворения спроса на перевозку грузов и существенно сократить время от момента подачи грузоотправителем заявки на перевозку до ее непосредственного начала.


Регулирование количества грузовых вагонов на железнодорожной инфраструктуре предложено производить в соответствии с утвержденной методикой расчета профицита парка. В целом такая конфигурация системы государственного регулирования деятельности операторов подвижного состава будет направлена прежде всего на рост эффективности работы вагонных парков и использования железнодорожной инфраструктуры в новых условиях.
При этом в качестве основных инструментов достижения указанных параметров названы такие экономические условия, при которых содержание излишнего парка становится нецелесообразным. Среди таких инструментов – увеличение платы за простой вагонов вне перевозочного процесса, штраф за длительное нахождение грузового вагона вне перевозки и т. д. Если экономические методы не приведут к необходимым результатам, то по решению уполномоченных органов государственной власти возможно применение специальных мер регулирования количества грузовых вагонов на инфраструктуре общего пользования. В последнем случае необходимо согласование единой методики оценки объемов потребного парка грузовых вагонов.
Повысить конкурентоспособность железнодорожного транспорта призвана и система обслуживания клиентов по принципу одного окна с оказанием услуг по доставке грузов «от двери до двери». Развитие перевозок по технологии одного окна позволит существенно сократить время от подачи заявки на перевозку грузоотправителем до начала перевозки, а также снизит транзакционные издержки пользователей железнодорожного транспорта, создав тем самым дополнительные стимулы для дальнейшего развития комплексной логистики. Предусмотрено и расширение практики перевозки грузов с большей скоростью доставки. Увеличение скорости доставки грузов также возможно за счет введения перевозок по твердым ниткам графика, которые, помимо увеличения скорости доставки и сокращения сроков приема грузов к перевозке, повышают их надежность. Технология перевозки по твердым ниткам графика удобна для крупных грузоотправителей, которым необходимо отправлять партии грузов с определенной периодичностью и в определенное время.
При этом оговорено обеспечение равных условий функционирования для всех субъектов рынка предоставления подвижного состава под перевозку груза. Вместе с тем предполагается выравнивание конкурентных условий при осуществлении грузовых перевозок автомобильным, водным и железнодорожным транспортом. Такое приведение регуляторных условий конкурирующих видов транспорта к единому знаменателю возможно путем внесения изменений в условия лицензирования, налогообложения, установления экологических норм и правил эксплуатации транспортных средств.


Повысить уровень надежности

Необходимость разработки новых условий работы парка обусловлена целым рядом негативных тенденций, сказано в представленном проекте целевой модели рынка. На сегодняшний день основной проблемой текущего состояния инфраструктуры общего пользования остается значительное количество барьерных мест – участков инфраструктуры с ограниченной пропускной или провозной способностью, что является сдерживающим фактором роста объемов и качества перевозок. На сети железных дорог общего пользования существует значительное количество элементов инфраструктуры с высоким уровнем износа, что не оставляет возможности для улучшения показателей надежности и скорости перевозок. Так, системными проблемами в сфере обслуживания и развития инфраструктуры железнодорожного транспорта на сегодняшний день названы отставание развития пропускной и провозной способности железнодорожных линий от экономического спроса со стороны грузообразующих отраслей. Присутствуют территориальные диспропорции в развитии инфраструктуры железнодорожного транспорта, наблюдается ухудшение транспортной обеспеченности регионов, а также высокий износ отдельных элементов инфраструктуры. Сохраняется существенная доля ограничений для роста объемов транзитных грузовых перевозок, недостаточный уровень безопасности функционирования железнодорожного транспорта, недостаточная адаптированность инфраструктуры железнодорожного транспорта для работы в условиях сложившегося профицита грузовых вагонов и отсутствия общесетевой модели управления парком универсальных грузовых вагонов.


В целом по итогам 2014 года уровень надежности доставки грузов железнодорожным транспортом составил 87,1%. И хотя этот показатель существенно вырос относительно 2012-го (на 14,6%), его рост обусловлен низкой сравнительной базой, поскольку относительно 2007 года по-прежнему наблюдается падение уровня надежности (на 1,7%). Недостаточно высокий уровень показателя надежности и скорости доставки часто вынуждает грузоотправителей использовать альтернативные виды транспорта для перевозки грузов. Кроме того, в условиях отсутствия у перевозчика грузовых вагонов в управлении грузоотправителю, прежде чем заключить договор перевозки, необходимо осуществить поиск вагона и заключить договор с оператором подвижного состава. В этой связи существенно возрастают транзакционные издержки грузоотправителя, а услуга по перевозке груза разделяется на составляющие.


По мнению разработчиков представленного проекта, для преодоления сложившихся негативных факторов и привлечения инвестиций в развитие железнодорожной инфраструктуры общего пользования рекомендуется обеспечить переход к регуляторному (сетевому) договору, увязанному с проведением долгосрочной тарифной политики. Наряду с этим необходимо установить четкие критерии государственной поддержки комплексных инвестиционных проектов по строительству новых и модернизации существующих железнодорожных линий. Востребованным остается и развитие механизма применения государственно-частного партнерства на железнодорожном транспорте, включая использование концессий, а также привлечение кредитных средств для реализации проектов по обновлению и развитию железнодорожной инфраструктуры.
В этом контексте сетевой договор рассматривается в качестве одного из методов повышения эффективности расходования бюджетных средств на модернизацию и развитие железнодорожной инфраструктуры. Такой документ подразумевает долгосрочный договор, заключаемый между Российской Федерацией в лице ее уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и владельцем инфраструктурного комплекса по развитию объектов сетевого договора, направленный на поддержание уровня гарантированного транспортного обеспечения инфраструктурным комплексом железнодорожных перевозок и соответствующий требованиям действующего российского законодательства. Сетевой договор исполняется путем достижения таких закладываемых в него параметров, как объемы перевозок железнодорожным транспортом и показатели, характеризующие безопасность перевозок; перечень работ по содержанию, эксплуатации и развитию объектов сетевого договора; планируемые затраты на выполнение работ по содержанию, эксплуатации или развитию объектов сетевого договора; планируемые объемы и источники финансирования затрат на выполнение работ по содержанию, эксплуатации и развитию объектов сетевого договора, включая осуществление владельцем инфраструктуры деятельности, направленной на сокращение издержек при выполнении таких работ.
При этом в рамках сетевого договора будет предусмотрена взаимная ответственность сторон за выполнение его положений. Покрытие затрат владельца инфраструктуры на ее эксплуатацию и ремонт должно осуществляться за счет тарифов, установленных государством. При этом необходимо осуществить постепенный переход от системы планово-предупредительных ремонтов инфраструктуры к системе ремонтов по фактическому состоянию ее участков с учетом интенсивности грузоперевозок и наличия пассажирского движения на них. Кроме того, обновление существующей инфраструктуры общего пользования должно происходить за счет средств владельца инфраструктуры, а их недостаток при необходимости покрывается посредством предоставления государственных субсидий. Государственное субсидирование строительства новых железнодорожных линий возможно осуществлять с помощью специального фонда, который может формироваться в установленном государством порядке, а также с учетом разработанных и утвержденных нормативов на строительство и эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта. При этом в случае коммерческой привлекательности проектов по строительству железнодорожной инфраструктуры возможно осуществление строительства при полном финансировании частных компаний или с применением механизмов государственно-частного партнерства.
Оксана Перепелица

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions