+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
19.04.2024 17:44:49
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Железнодорожная отрасль: тормозная цифровая диалектика сети

АС ДМЗИ вызывает дискуссии, но может быть рабочим инструментом ОАО «РЖД». И все же алгоритмы ее работы нуждаются в совершенствовании. Об этом состоялся разговор в рамках транспортно-логистического форума «Грузовая панорама».
Железнодорожная отрасль: тормозная цифровая диалектика сети
В I квартале 2024 года зафиксирован дисбаланс: по данным Минэкономразвития, рост промышленного производства в РФ в январе составил +4,6%, в феврале +8,5% и в марте, по оценкам экспертов, сохранился на февральском уровне. С учетом сезонности производство выросло на 1,3%.

Иными словами, в I квартале следовало ожидать в РФ прибавки в физических объемах по основным сырьевым и промышленным позициям. Между тем погрузка на сети РЖД в I квартале 2024 года сократилась на 3,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Комментариев по поводу результатов работы железнодорожного транспорта за указанный период прозвучало много. Но никто так толком и не объяснил причины нестыковки в динамике развития российской экономики и перевозке грузов в физических объемах.

Где тормозится погрузка

На РЖД в течение последних двух лет в той или иной мере тормозилась отправка по тем направлениям, где происходил заметный прирост погрузки. Традиционно задержки были связаны с отправками разных грузов на восток (очередность грузов, квоты).

Позднее сюда добавились отправки на юг (несогласование отправки, если нет подтверждения от судовладельца и стивидоров) – навалочные грузы, минудобрения, цистерны, контейнеры.

А недавно затруднения появились на северо-западе (конвенции на мурманском ходу, СЖД и ОЖД) – уголь, минудобрения, зерно, цистерны, контейнеры).
Если ранее отсекались дополнительные отправки (груженые вагоны не принимали на сеть), то с марта 2024 года сложности возникли еще и для части плановых заявок, которые согласуют за 10–15 дней. Альтернативы – кружный маршрут, вывоз вагонов с отставлением в пути, вывоз контейнеров местными поездами на промежуточные станции для формирования контейнерных поездов длиной 71 усл. вагон. Все это – за доплату, что устраивает не всех.

Причины задержек

В качестве причин перевозчиком, экспертами, инсайдерами озвучиваются трансформация логистики, санкции против РФ, задержки с ремонтом локомотивов, нехватка локомотивных бригад, увеличение ставок на перевалку в морских портах, «излишний» вагонный парк, высокие ставки аренды железнодорожных операторов, повышенное внимание к перевозкам грузов государственной важности, повреждение инфраструктуры из-за незаконного вмешательства посторонних лиц, усиление безопасности движения поездов.
Все вышеназванные факторы действительно имеют место. Но есть и скрытые причины в планировании перевозок.

Что думают юристы?

Если вагоны простаивали в ожидании локомотивов перевозчика. Если груженые вагоны не приняты на сеть. Поскольку СКПП носит рекомендательный характер, то и отказ в его согласовании значения не имеет. Перевозчик должен исполнить согласованную заявку ГУ-12. А за неисполнение ГУ-12 – несет ответственность.
Иной судебный подход предполагает, что несогласование ОАО «РЖД» СКПП влечет за собой невозможность сдать груз к перевозке (дело № А40-244879/23-2818), что тоже может стать причиной нарушения согласованных условий заявки формы ГУ-12. При наличии доказательств с ОАО «РЖД» также может быть взыскан штраф по ст. 94 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ».

С кого в итоге будет взыскан штраф за нарушение согласованной заявки – это зависит от доказательств. ОАО «РЖД» всегда приносит акты общей формы и другие документы. Грузоотправитель чаще всего оказывается не подготовлен. И перевозчик взыскивает с него штраф.
При отказе ОАО «РЖД» от своевременной подачи вагонов клиентам целесообразно запрашивать составление коммерческих актов, а при просрочке уборки вагонов – фиксировать положение дел в актах общей формы или хотя бы направлять письменные обращения к перевозчику в момент возникновения спорных ситуаций, на которые можно будет потом ссылаться в суде.

Следует иметь в виду, что если подобный документ не будет вовремя сформирован, в АС ЭТРАН сработает опция автоматического согласования на условиях перевозчика.

Лебедь, рак и щука

Согласно регламентам ЦФТО, ЦД и ЦИ должны взаимодейстовать. Для этого есть регламенты.

Что здесь хорошо? В регламенте взаимодействия ЦФТО и ЦД по вопросам организации грузовой и коммерческой работы на железнодорожных станциях указано, что агенты должны получать актуальные данные о перевозках и пропускных способностях станций. Этому способствует применение на станциях инструментов в рамках проекта АСКМ НП «Технические средства». Также в регламенте указаны контрольные функции агентов в части качества услуг.

Что плохо? Движенцы в ответ должны лишь принять меры для решения указанной проблемы, но не обязаны давать объяснения по результатам своей работы. Анализ сбоев и нестыковок в такой ситуации маркетологами затруднен. Клиентам не говорят о причинах отказов.

Практика показывает, что качество работы может быть улучшено при совмещении функции грузовой и коммерческой работы (включая совмещение профессий между сотрудниками станции).

Следовательно, необходимо улучшить взаимодействие между ЦФТО и ЦД. Сейчас в их точках зрения есть противоречия – прежде всего между оперативным и техническим планированием.

При этом наиболее сильные позиции всегда занимала ЦД. В нынешней системе управления ОАО «РЖД» движенцы – «белая кость». Голос ЦФТО слышен слабее.

Что делать?

На конференции снова прозвучало множество замечаний от клиентов, которые ранее могли быть урегулированы на уровне публичных обсуждений. Сейчас их заменили брифингами с грузовладельцами, после которых предлагается обращаться в корпоративный чат.

В ответах клиенты получают разъяснения, как действуют те или иные правила на сети. Но сами нормативные документы не обсуждаются. Соответственно, клиентам приходится обращаться в отраслевые министерства или к депутатам Госдумы, чтобы гармонизировать погрузку на РЖД.

В такой диспозиции есть и сильные, и слабые стороны. Слабое звено – в отсутствии компетентной оценки существующей технологии на сети. А значит – клиентам крайне сложно предложить изменения в регламенты перевозчика. Мероприятия, которые проводит РЖД-Партнер, как раз и позволяют предоставить площадку для обсуждения подобных вопросов.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions