+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
16.04.2024 16:14:32
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Как проверить транспортно-логистическую компанию на мошенничество?

В логистической среде существует такой тип мошенничества, как запланированный неплатеж перевозчикам. Собственник и генеральный директор Объединенной технологической компании Михаил Алтунин рассказал, почему мошенниками могут оказаться крупные и известные игроки на рынке, как распознать неблагонадежного контрагента и проверить компанию на добросовестность.
Три шага

Позиция правоохранительных органов такова, что вследствие «запланированного неплатежа перевозчикам» формально хищение чужого имущества – что является частью состава преступления – не осуществляется. Однако в целом это очевидно мошенническая схема: компании заведомо вводятся в заблуждение и лишаются честно заработанных средств.
Схема реализуется в несколько этапов. На этапе подготовки мошенники заводят подставную организацию, часто выкупая действующий аккаунт на ATI.SU, и под именем этой компании начинают честно оказывать экспедиторские услуги: берут заказы на перевозку, выполняют рейсы, в основном на коротком плече – в пределах региона или сопряженных, с быстрой оплатой грузополучателю. Работают корректно и честно, чтобы заработать позитивную репутацию.

После этого переходят ко второму этапу: в один момент времени фирма берет как можно больше заказов и как можно дальше по географии и стоимости, нанимает под эти цели перевозчиков за хорошую для последних цену, ведь в этой ситуации платить им уже не собирается.

«Один из последних выявленных нами примеров: компания-экспедитор А выкладывает груз по стоимости 400 тыс. руб. с НДС, а мошенническая – аналогичный груз за те же 400 тыс. руб., но без НДС», – приводит пример М. Алтунин. Но это один из признаков. О других – далее.

После этого реализуется третий этап – получение наживы: перевозчики выполняют рейсы, мошенническая компания собирает от них документы, выставляет заказчикам счета и получает оплату за заказы, но не платит перевозчикам за выполненные рейсы: либо оставляет весь доход себе, либо выплачивает только часть в качестве предоплаты.
«Это делается, чтобы заработать хорошую репутацию и продолжать поддерживать имидж добросовестного участника рынка, который столкнулся с временными трудностями. Далее возможны варианты: компания может сразу исчезнуть после серии таких рейсов, а может и продолжать работать, организуя аналогичные рейсы, пока находятся заказчики и перевозчики готовы с ними работать. Чтобы играть вдолгую, они готовы вносить предоплату, подключать юридический отдел, который находит причины для затягивания выплат перевозчикам. Например, не предоставлен полный комплект документов – есть уловка по внесению в заявки требований об обязательном предоставлении условно лишних документов», – объясняет М. Алтунин.

Эта схема продолжает работать, пока не получена масса негативных отзывов, и до тех пор, пока находятся компании, готовые работать с предприятием-мошенником несмотря на предупреждения на форумах и открытые арбитражные дела.

«Формально никто ничего не похищал. Согласно текущей позиции правоохранительных органов это мошенничество не мошенничество вовсе, а такая схема ничем не отличается от бизнес-практики, когда компания по любым другим причинам не может произвести платеж контрагенту и может – и даже вынуждена – банкротиться», – говорит М. Алтунин.

Первичные признаки

Умысел в этой ситуации доказать практически невозможно, поэтому большинство таких случаев для мошенников заканчиваются безопасно – закрывается одна подставная компания, открывается другая и т. д.

Эксперт представил пример компании, работающей по подобной схеме. В активе «ЮТС-Логистик» – позиция ответчика по 155 арбитражам на сумму более 50 млн руб. Большинство претензий появилось в ноябре 2019 года, когда были массово потеряны все контакты с предприятием. После этого создана организация-клон: выявлено, что директор и сотрудники в прежнем составе перешли в новую фирму. Новую компанию постигла та же участь, что и «ЮТС».

На первый взгляд, на ATI.SU все выглядит хорошо: зеленые «звезды», отсутствуют претензии, 10 рекомендаций, но на графике активности – спящий аккаунт, который активизировался в феврале, регион поменялся с Краснодара на Москву, добавлены связанные компании. Директор и учредитель, который ранее не занимался предпринимательской деятельностью, за 3 дня открывает 4 компании, и везде он единственный директор и учредитель, что является явным признаком номинальности.

Методология борьбы

М. Алтунин дал рекомендации по проверке контрагентов на добросовестность. Во-первых, нужно проводить базовую проверку юридического лица, особое внимание уделить номинальности директора: собрать максимум информации из открытых источников о человеке – имел ли опыт в бизнесе, работал ли на низкооплачиваемых должностях, не связанных со сферой деятельности, низкий ли уровень образования, проживает ли в регионе, отличающемся от места регистрации юридического лица, возраст младше ли 20–25 или старше 65–70 лет, а также финансовые показатели компании и текущие арбитражные дела в качестве ответчика. По возможности получить рекомендации от других перевозчиков о платежной дисциплине контрагента.

Также можно запросить полный комплект документов для проверки. Если к процедуре верификации относятся с пониманием и готовы предоставить свежие бухгалтерские отчеты, страховку, справки об уплате НДС, трудовые договоры с водителями, аренды офиса и пр., привязывающие фирму к местности, то компании будет сложнее «раствориться».
«Обращайте внимание на дату регистрации юридического лица. Чем дольше контрагент на рынке, тем больше вероятность найти позитивные или отрицательные следы в истории. Проверьте параметр банкротства: если компания подала на банкротство, не работайте с ней. Посмотрите наличие профильных ОКВЭД – как компания, оказывающая парикмахерские услуги, может заниматься грузоперевозками?» – предупреждает М. Алтунин.

В этой работе, по словам эксперта, важна взаимопомощь. Многие организации, столкнувшись с неоплатой и явными признаками мошенничества, не сообщают от этом на открытых ресурсах вроде ATI, что позволяет мошенникам продолжать вести свою деятельность.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions