+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
20.06.2016 14:00:34
Авиация / Новости
РЖД-Партнер

Регулировали-дерегулировали да недодерегулировали

В ходе XX Петербургского международного экономического форума министр транспорта РФ Максим Соколов заявил, что ведомство разрабатывает способ введения дерегулирования аэропортовых тарифов в региональных аэропортах. К чему это может привести и насколько такой подход действенный?

В поисках баланса
Отметим, что еще несколько дней назад замминистра транспорта Валерий Окулов заявил, что сейчас неподходящее время для дерегулирования аэропортовых тарифов в регионах, так как эта мера может вызвать риск повышения стоимости авиабилетов. «Мы сейчас работаем над этим, и надеюсь, что придем к необходимому консенсусу», – заявил М. Соколов, отвечая на вопрос о том, есть ли сегодня пилотный проект по отмене госрегулирования части аэропортовых тарифов в региональных аэропортах. При этом он добавил, что дерегулирование аэропортовых тарифов необходимо, чтобы инвесторы в аэропортовую инфраструктуру понимали, как им вернуть свои вложения.


«Для успешной финансовой модели функционирования аэропортов, привлечения инвестиций в строительство новых аэровокзальных комплексов и т. д. инвесторы должны четко понимать, как они будут возвращать эти вложения. Для этого им необходимо управление аэропортовыми сборами, они, как никто другой, лучше чувствуют баланс между количеством пассажиров и зависимостью их прихода в этот аэропорт от тех доходов, которые они собирают с авиационных компаний, – заявил М. Соколов. – Здесь нужно найти этот тонкий баланс между авиакомпаниями и аэропортовыми предприятиями. Задача Минтранса – этот баланс найти, возможно, даже применительно к какому-либо отдельному проекту».


Что это может быть за проект, он не уточнил. Напомним, впервые о возможности распространения отмены госрегулирования части аэропортовых тарифов с аэропортов Московского авиаузла на региональные аэропорты в мае заявил руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев.
Московский опыт
В феврале вступил в силу приказ ФАС, который отменил госрегулирование сборов за взлет-посадку, авиационную безопасность, стоянку судов и услуги аэровокзального комплекса в аэропортах Московского авиационного узла. Последние тут же воспользовались этой возможностью. В итоге аэропорт Домодедово поднял сбор за взлет-посадку на 15%, за авиационную безопасность – на 26%, за аэровокзальный комплекс для международных линий – на 27%, а для внутренних – сразу на 43% (правда, до этого несколько лет он не поднимал тарифы даже на уровень инфляции). Шереметьево, в свою очередь, увеличил тариф на взлет-посадку на 12%, на авиабезопасность – на 3%, на аэровокзал – на 9%. Внуково менять тарифы не стал. Тогда перевозчики оценивали рост своих расходов в 3 млрд руб.
Отметим, что причинами повышения сборов является инфляция (в последний раз сборы за пользование аэровокзалом повышались в 2010 г.), а также изменение операционных показателей авиакомпаний.


Дерегулирование тарифов Московского авиаузла, вопреки опасениям, по мнению экспертов, прошло вполне успешно. Однако, как полагает коммерческий директор «ЮТэйр – Пассажирские авиалинии» Павел Пермяков, дерегулирование монопольных тарифов – это очень сложный процесс, последствия которого могут реализовываться достаточно продолжительное время. «Следовательно, оценивать последствия пока преждевременно», – считает он. Тем не менее после опытной эксплуатации данная система может быть внедрена во всех авиаузлах России.
По словам эксперта-аналитика АО «Финам» Алексея Калачева, это вызвало недовольство авиакомпаний. «Однако не стоит забывать о низкой базе: тот же сбор за взлет-посадку здесь был самым низким в стране – 178,30 руб./т мвм в Шереметьево и Внуково и 200 руб./т мвм в Домодедово.


А теперь давайте посмотрим, как повлияло дерегулирование тарифов Московского авиаузла на состояние отрасли. Да практически никак», – комментирует эксперт. Дело в том, что в условиях конкуренции авиакомпании не спешат поднимать стоимость авиабилетов. По результатам исследования, проведенного сервисом поиска авиабилетов Aviasales, московским аэропортом с наиболее дешевыми билетами по ключевым летним направлениям является Домодедово (несмотря на рост тарифов). Объем перевозок пассажиров в I квартале текущего года по Московскому авиаузлу в целом изменился незначительно по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года – снизился на 1,2%, во внутреннем сообщении вырос на 11,2%, а в международном упал на 14,7%. Причина такой динамики, по словам А. Калачева, в ограничении на полеты по популярным в прежние годы направлениям на Египет, Турцию и Украину. При этом, по данным Росавиации, в Шереметьево пассажиропоток вырос на 9,1%, в Домодедово остался практически неизменным (+0,2%), а во Внуково снизился на 25,5%. «Динамика относительных показателей Московского авиаузла находится в том же диапазоне, что и у других аэропортов, где пока не было дерегулирования тарифов», – заключает эксперт.
Прозрачное регулирование
Помощник президента РФ Игорь Левитин в мае отмечал, что дерегулирование тарифов необходимо для аэропортов, в развитие которых вкладывают средства частные инвесторы и которые переданы в концессию. При этом чиновник подчеркивал, что не следует дерегулировать аэропортовые тарифы на тех авиапредприятиях, где с советских времен ничего в развитие не вкладывалось.
Однако в перспективе, по мнению аналитиков, к решению этого вопроса нужно подходить осторожно, так как это напрямую влияет на стоимость авиабилетов. «Для нас как для авиакомпании принципиально важным является то, чтобы эти условия были прозрачными и одинаковыми для всех участников рынка. Важно, чтобы аэропорты не создавали преференций каким-то отдельным авиаперевозчикам в ущерб другим авиакомпаниям. А как будут устанавливаться эти условия (свободно или директивно), не так важно», – подчеркнул П. Пермяков.
Татьяна Симонова 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions