RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
03.08.2016 10:33:01
Авиация / Новости
РЖД-Партнер

Птицы в аэропортах – проблема для авиакомпаний

На минувшей неделе стало известно, что авиакомпания «Победа» попросила Генпрокуратуру принудить российские аэропорты к исправлению плачевной, по мнению лоукостера, ситуации с орнитологическим обеспечением. Отмечалось, что с начала 2016 года произошло 15 столкновений воздушных судов «Победы» с птицами. Причем дважды это обернулось повреждениями самолетов. 

Птицы в аэропортах – проблема для авиакомпаний

Бесспорно, далеко не всем авиаперевозчикам приходится сталкиваться с подобными неприятностями. Многое зависит от количества выполняемых рейсов и от аэропортов. В частности, в инспекции по безопасности полетов авиакомпании «Якутия» РЖД-Партнеру сообщили, что у них в 2015-2016 годах повреждений воздушных судов из-за столкновения с птицами зафиксировано не было. И такие примеры не единичны.

В то же время в нескольких аэропортах вопрос орнитологического обеспечения полетов стоит очень остро. Так, в Шереметьево, названном в июле Росавиацией самым проблемным в Московском авиационном узле, уже который год не могут полностью избавиться от незаконных полигонов бытовых отходов, которые размещены вблизи аэродрома и тем самым привлекают птиц.

А вот в аэропорту Пулково коэффициент орнитологической обстановки по итогам минувшего года составлял 0,15, хотя Международная организация гражданской авиации (ИКАО) установила норму в 0,45. Из этого следует, что в зоне ответственности Пулково были зафиксированы лишь единичные столкновения самолетов с птицами, тогда как взлетов и посадок было совершено сотни тысяч.

Союзные зачатки борьбы с пернатыми

В пресс-службе Пулково корреспонденту РЖД-Партнера сообщили, что место, где располагается аэропорт, привлекало птиц столетиями. Дело в том, что над Пулково проходит южная ветвь беломоро-балтийского пути миграции перелетных гусей, лебедей, журавлей, морских уток, а также многочисленных хищных и певчих.

Группа авиационной орнитологии (ГАО), задача которой заключается в защите взлетающих и садящихся самолетов от столкновений с птицами, ведет свою историю с 1981 года. Именно тогда в пяти аэропортах СССР – Пулково, Шереметьево, а также в Сочи, Киеве и Таллинне – была введена должность инженера по авиационной орнитологии. В Ленинграде им стал опытный пилот Борис Зотов, в задачи которого входил лишь учет столкновений пернатых с воздушными судами.

В 1993 году появилась полноценная служба, которую с 2002-го возглавляет биолог, орнитолог Андрей Соколов. Сегодня ГАО Пулково состоит не только из 11 специалистов-орнитологов, но и из хищных птиц, которых специально тренируют, проводя демонстрационные полеты. Одно лишь присутствие хищников в воздушном пространстве над аэродромом отпугивает других птиц.

Арсенал орнитологов достаточно широк. В частности, на расстоянии до 2 км птичьи стаи распугивают обученные соколы. От взлетно-посадочных полос назойливых пернатых отпугивают биоакустические посты. Причем для каждого вида птиц существует свой устрашающий звук. Акустическая система, которая имитирует крики хищников или, наоборот, сигнал тревоги в стае, размещена вдоль ВПП – по 12 установок, каждая через 450 метров. Установлено также видеонаблюдение: если на камере видна птица, то достаточно просто нажать на кнопку, чтобы система издала отпугивающий сигнал.

Кроме того, водоемы на территории аэропорта затянуты защитными сетками, чтобы на них не задерживались водоплавающие птицы. Вдоль взлетно-посадочных полос установлены зеркальные светоотражающие шары, блики которых отпугивают крылатых, воздействуя на их зрение. А еще для разгона птичьих стай есть газовые пушки, которые производят от одного выстрела в десять минут до двух-трех выстрелов в минуту.

Помимо этого, специалисты ГАО Пулково не реже одного раза в час проводят осмотры взлетно-посадочных полос. Территорию аэропорта осматривают ежедневно, а приаэродромную территорию в радиусе 15 км – еженедельно. Ключевой задачей здесь является взаимодействие с диспетчерами аэродромно-командного диспетчерского пункта и информирование об орнитологической обстановке. Благодаря всем этим составляющим в аэропорту Пулково столкновения воздушных лайнеров с птицами происходят крайне редко.

Степан Ратников 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Предложения партнеров
Загрузка...
Loading...

На ту же тему
РЖД-Партнер

Китайская компания может связать Киев и аэропорт Борисполь «Воздушным экспрессом»

Китайская компания может  связать Киев и аэропорт Борисполь «Воздушным экспрессом»
Украина и Китай договорились провести в конце мая переговоры о перспективах реализации проекта «Воздушный экспресс». Об этом сообщил министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян во время встречи с Председателем совета директоров китайской корпорации «ССЕС».
РЖД-Партнер

Турция снова в тренде

Турция снова в тренде
По данным туристического сервиса Туту.ру, доля авиабилетов в Анталью и Стамбул выросла более чем в 4 раза, благодаря чему Стамбул попал из третьей десятки в топ-5 самых востребованных авианаправлений на майские.
РЖД-Партнер

Доля проданных на майские праздники авиабилетов в Сочи выросла почти в полтора раза

Доля проданных на майские праздники авиабилетов в Сочи выросла почти в полтора раза
По данным туристического сервиса Туту.ру, самые востребованные внутренние авианаправления: Сочи, Симферополь, Минеральные Воды, Краснодар и Калининград с вылетами из Москвы. Доля билетов в Сочи выросла почти в полтора раза, а в Крым немого снизилась: с 12,7 до 10%. Эо и е не удивительно, так как стоимость перелета из столицы в Сочи снизилась на 21% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а в Крым – лишь на 1%. В топ-10 самых востребованных внутренних направлений на майские попали Екатеринбург и Казань, доля билетов по этим маршрутам выросла в полтора раза. Средние цены в обе стороны из Москвы в Екатеринбург снизились почти на 30%, а в Казань - почти на 40%.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Новости партнеров
Загрузка...
Loading...
Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум

Помогли ли принятые на сети РЖД меры улучшить качество подвижного состава в 2017 году?

100 100
Нет, мало что изменилось
0 0
Да, качество вагонов улучшилось
0 0
Затрудняюсь ответить
Все опросы
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Индекс цитирования

Copyright © 1998-2017 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions