• Ставка на полувагон
    2168
    5.8 %
    руб./сут.
    апрель 2018
  • Индекс качества IV квартал 2017 г. - 67 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 61.55 0.41 EUR ЦБ РФ 76.09 0.24
    BTC 8165.71 usd BTC 497455.05 rub
RU EN
RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
03.08.2016 10:33:01
Авиация / Новости
РЖД-Партнер

Птицы в аэропортах – проблема для авиакомпаний

На минувшей неделе стало известно, что авиакомпания «Победа» попросила Генпрокуратуру принудить российские аэропорты к исправлению плачевной, по мнению лоукостера, ситуации с орнитологическим обеспечением. Отмечалось, что с начала 2016 года произошло 15 столкновений воздушных судов «Победы» с птицами. Причем дважды это обернулось повреждениями самолетов. 

Птицы в аэропортах – проблема для авиакомпаний

Бесспорно, далеко не всем авиаперевозчикам приходится сталкиваться с подобными неприятностями. Многое зависит от количества выполняемых рейсов и от аэропортов. В частности, в инспекции по безопасности полетов авиакомпании «Якутия» РЖД-Партнеру сообщили, что у них в 2015-2016 годах повреждений воздушных судов из-за столкновения с птицами зафиксировано не было. И такие примеры не единичны.

В то же время в нескольких аэропортах вопрос орнитологического обеспечения полетов стоит очень остро. Так, в Шереметьево, названном в июле Росавиацией самым проблемным в Московском авиационном узле, уже который год не могут полностью избавиться от незаконных полигонов бытовых отходов, которые размещены вблизи аэродрома и тем самым привлекают птиц.

А вот в аэропорту Пулково коэффициент орнитологической обстановки по итогам минувшего года составлял 0,15, хотя Международная организация гражданской авиации (ИКАО) установила норму в 0,45. Из этого следует, что в зоне ответственности Пулково были зафиксированы лишь единичные столкновения самолетов с птицами, тогда как взлетов и посадок было совершено сотни тысяч.

Союзные зачатки борьбы с пернатыми

В пресс-службе Пулково корреспонденту РЖД-Партнера сообщили, что место, где располагается аэропорт, привлекало птиц столетиями. Дело в том, что над Пулково проходит южная ветвь беломоро-балтийского пути миграции перелетных гусей, лебедей, журавлей, морских уток, а также многочисленных хищных и певчих.

Группа авиационной орнитологии (ГАО), задача которой заключается в защите взлетающих и садящихся самолетов от столкновений с птицами, ведет свою историю с 1981 года. Именно тогда в пяти аэропортах СССР – Пулково, Шереметьево, а также в Сочи, Киеве и Таллинне – была введена должность инженера по авиационной орнитологии. В Ленинграде им стал опытный пилот Борис Зотов, в задачи которого входил лишь учет столкновений пернатых с воздушными судами.

В 1993 году появилась полноценная служба, которую с 2002-го возглавляет биолог, орнитолог Андрей Соколов. Сегодня ГАО Пулково состоит не только из 11 специалистов-орнитологов, но и из хищных птиц, которых специально тренируют, проводя демонстрационные полеты. Одно лишь присутствие хищников в воздушном пространстве над аэродромом отпугивает других птиц.

Арсенал орнитологов достаточно широк. В частности, на расстоянии до 2 км птичьи стаи распугивают обученные соколы. От взлетно-посадочных полос назойливых пернатых отпугивают биоакустические посты. Причем для каждого вида птиц существует свой устрашающий звук. Акустическая система, которая имитирует крики хищников или, наоборот, сигнал тревоги в стае, размещена вдоль ВПП – по 12 установок, каждая через 450 метров. Установлено также видеонаблюдение: если на камере видна птица, то достаточно просто нажать на кнопку, чтобы система издала отпугивающий сигнал.

Кроме того, водоемы на территории аэропорта затянуты защитными сетками, чтобы на них не задерживались водоплавающие птицы. Вдоль взлетно-посадочных полос установлены зеркальные светоотражающие шары, блики которых отпугивают крылатых, воздействуя на их зрение. А еще для разгона птичьих стай есть газовые пушки, которые производят от одного выстрела в десять минут до двух-трех выстрелов в минуту.

Помимо этого, специалисты ГАО Пулково не реже одного раза в час проводят осмотры взлетно-посадочных полос. Территорию аэропорта осматривают ежедневно, а приаэродромную территорию в радиусе 15 км – еженедельно. Ключевой задачей здесь является взаимодействие с диспетчерами аэродромно-командного диспетчерского пункта и информирование об орнитологической обстановке. Благодаря всем этим составляющим в аэропорту Пулково столкновения воздушных лайнеров с птицами происходят крайне редко.

Степан Ратников 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


На ту же тему
РЖД-Партнер

Для перевозки болельщиков на ЧМ в Россию Lufthansa Group запустит 85 дополнительных рейсов

Для перевозки болельщиков на ЧМ в Россию Lufthansa Group запустит 85 дополнительных рейсов
Спрос на рейсы в Россию четырех авиакомпаний Lufthansa Group вырос вдвое в период проведения ЧМ-2018, для перевозки болельщиков будут поставлены 85 дополнительных рейсов, сообщил журналистам в четверг директор по продажам группы в России и СНГ Дирк Гроссманн, передает Finmarket.ru.
РЖД-Партнер

РФ и АРЕ проведут переговоры по авиаперелетам в Хургаду и Шарм-эш-Шейх в конце весны

РФ и АРЕ проведут переговоры по авиаперелетам в Хургаду и Шарм-эш-Шейх в конце весны
Россия и Египет начнут переговоры по возобновлению авиасообщения между РФ и Хургадой и Шарм-эш-Шейхом в конце весны – начале лета, сообщил журналистам министр транспорта Максим Соколов, сообщает ТАСС.
РЖД-Партнер

Европейский суд: авиакомпании должны выплатить пассажирам компенсации в случае стихийных забастовок работников

Европейский суд: авиакомпании должны выплатить пассажирам компенсации в случае стихийных забастовок работников
Во вторник Европейский суд рассмотрел дело немецкого авиаперевозчика TUIfly, который отказался выплатить компенсацию пассажирам, чьи рейсы были отменены в связи со стихийной забастовкой работников компании. Напомним, что размеры выплат должны были составить от €250 до €600 на каждого пассажира.

  1. В ОАО "РЖД" предложили специализацию железнодорожных линий на грузовые и ускоренные пассажирские перевозки в качестве одного из возможных вариантов снижения нагрузки на перенапряженные участки сети. Поможет ли это повысить эффективность транспортировок?

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2018 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions