+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
03.08.2016 10:33:01
Авиация / Новости
РЖД-Партнер

Птицы в аэропортах – проблема для авиакомпаний

На минувшей неделе стало известно, что авиакомпания «Победа» попросила Генпрокуратуру принудить российские аэропорты к исправлению плачевной, по мнению лоукостера, ситуации с орнитологическим обеспечением. Отмечалось, что с начала 2016 года произошло 15 столкновений воздушных судов «Победы» с птицами. Причем дважды это обернулось повреждениями самолетов. 

Бесспорно, далеко не всем авиаперевозчикам приходится сталкиваться с подобными неприятностями. Многое зависит от количества выполняемых рейсов и от аэропортов. В частности, в инспекции по безопасности полетов авиакомпании «Якутия» РЖД-Партнеру сообщили, что у них в 2015-2016 годах повреждений воздушных судов из-за столкновения с птицами зафиксировано не было. И такие примеры не единичны.

В то же время в нескольких аэропортах вопрос орнитологического обеспечения полетов стоит очень остро. Так, в Шереметьево, названном в июле Росавиацией самым проблемным в Московском авиационном узле, уже который год не могут полностью избавиться от незаконных полигонов бытовых отходов, которые размещены вблизи аэродрома и тем самым привлекают птиц.

А вот в аэропорту Пулково коэффициент орнитологической обстановки по итогам минувшего года составлял 0,15, хотя Международная организация гражданской авиации (ИКАО) установила норму в 0,45. Из этого следует, что в зоне ответственности Пулково были зафиксированы лишь единичные столкновения самолетов с птицами, тогда как взлетов и посадок было совершено сотни тысяч.

Союзные зачатки борьбы с пернатыми

В пресс-службе Пулково корреспонденту РЖД-Партнера сообщили, что место, где располагается аэропорт, привлекало птиц столетиями. Дело в том, что над Пулково проходит южная ветвь беломоро-балтийского пути миграции перелетных гусей, лебедей, журавлей, морских уток, а также многочисленных хищных и певчих.

Группа авиационной орнитологии (ГАО), задача которой заключается в защите взлетающих и садящихся самолетов от столкновений с птицами, ведет свою историю с 1981 года. Именно тогда в пяти аэропортах СССР – Пулково, Шереметьево, а также в Сочи, Киеве и Таллинне – была введена должность инженера по авиационной орнитологии. В Ленинграде им стал опытный пилот Борис Зотов, в задачи которого входил лишь учет столкновений пернатых с воздушными судами.

В 1993 году появилась полноценная служба, которую с 2002-го возглавляет биолог, орнитолог Андрей Соколов. Сегодня ГАО Пулково состоит не только из 11 специалистов-орнитологов, но и из хищных птиц, которых специально тренируют, проводя демонстрационные полеты. Одно лишь присутствие хищников в воздушном пространстве над аэродромом отпугивает других птиц.

Арсенал орнитологов достаточно широк. В частности, на расстоянии до 2 км птичьи стаи распугивают обученные соколы. От взлетно-посадочных полос назойливых пернатых отпугивают биоакустические посты. Причем для каждого вида птиц существует свой устрашающий звук. Акустическая система, которая имитирует крики хищников или, наоборот, сигнал тревоги в стае, размещена вдоль ВПП – по 12 установок, каждая через 450 метров. Установлено также видеонаблюдение: если на камере видна птица, то достаточно просто нажать на кнопку, чтобы система издала отпугивающий сигнал.

Кроме того, водоемы на территории аэропорта затянуты защитными сетками, чтобы на них не задерживались водоплавающие птицы. Вдоль взлетно-посадочных полос установлены зеркальные светоотражающие шары, блики которых отпугивают крылатых, воздействуя на их зрение. А еще для разгона птичьих стай есть газовые пушки, которые производят от одного выстрела в десять минут до двух-трех выстрелов в минуту.

Помимо этого, специалисты ГАО Пулково не реже одного раза в час проводят осмотры взлетно-посадочных полос. Территорию аэропорта осматривают ежедневно, а приаэродромную территорию в радиусе 15 км – еженедельно. Ключевой задачей здесь является взаимодействие с диспетчерами аэродромно-командного диспетчерского пункта и информирование об орнитологической обстановке. Благодаря всем этим составляющим в аэропорту Пулково столкновения воздушных лайнеров с птицами происходят крайне редко.

Степан Ратников 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions