+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
14.02.2022 10:52:36
Авиация / Интервью
РЖД-Партнер

Специалистов по наземному обслуживанию самолетов готовить проще, чем растить талантливых авиаконструкторов

С каждым годом обстановка в отечественном авиастроении потихоньку налаживается, и парки воздушных перевозчиков пополняются современными российскими лайнерами. Однако пассажиры все еще относятся к ним с определенной долей опаски, а эксперты не устают приводить в пример зарубежные самолеты, которые, как ни крути, надежнее, удобнее и в принципе давно себя зарекомендовали. О проблемах отрасли и перспективах отечественных судов корреспондент РЖД-Партнера побеседовал с главой авиационного альянса «Аэрохимфлот» Климом Галиуллиным.
Специалистов по наземному обслуживанию самолетов готовить проще, чем растить талантливых авиаконструкторов
– Клим Николаевич, близок ли тот день, когда парки российских авиакомпаний будут состоять исключительно из отечественных воздушных лайнеров?

– Такое может произойти, но лишь в трех случаях. Первый – если это будет закреплено на законодательном уровне. Второй – если эксплуатация воздушных судов зарубежного производства станет невозможной в силу наложенных санкций. Третий – если эксплуатировать отечественные лайнеры станет экономически целесообразнее, чем зарубежные. Очевидно, что в авиационном бизнесе воздушные суда должны приносить прибыль авиапредприятиям.

– Как в российской авиации обстоят дела с кадрами, технологиями, финансированием?

– В настоящее время правительство РФ достаточно много внимания уделяет авиационной промышленности. Мы постоянно слышим о миллиардах рублей, выделяемых на проектирование и строительство отечественных воздушных судов. В прошлом году даже сообщалось о намерениях кабмина выделить на эти цели 200 млрд руб. из Фонда национального благосостояния. Конечно, если авиакомпаниям предложат приобрести, к примеру, за 500 млн руб. воздушное судно, которое стоит 1 млрд руб., то эксплуатанты могут задуматься и, возможно, начнут приобретать отечественную технику. Но все равно лишь в том случае, если эксплуатация этих новых воздушных судов будет экономически оправданна. Технологии в стране уже в достаточной мере передовые: цифровые системы управления, навигации и связи, углепластиковое крыло, новые двигатели. Подождем, посмотрим. Что касается кадров, то заместитель министра транспорта РФ Игорь Чалик на круглом столе в Совете Федерации РФ в октябре 2021 года говорил о том, что еще не все выпускники 2019 года трудоустроены. Пилотами на ближайшее время мы точно обеспечены. Это я цитирую. С командирами воздушных судов ситуация посложнее. Но, как и во всем мире, хороших командиров нужно готовить. А здесь ситуация достаточно радужная. Так, в последние годы стала активно развиваться отрасль авиационных работ, и именно оттуда в коммерческие воздушные перевозки могут прийти кандидаты в командиры воздушных судов, прошедшие хорошую летную школу.

– Что можете сказать об уже существующих российских лайнерах? У них больше плюсов или минусов?

– Рассуждая о преимуществах или минусах существующих российских самолетов, надо отдельную статью каждому самолету посвящать. То, что создается, выглядит достаточно перспективно и многообещающе. Я говорю о МС-21, ЛМС-901 и Ил-114. Посмотрим, что страна получит на выходе.

– Неоднократные инциденты с самолетами SSJ-100 до сих пор у многих на слуху. Сильно ли это бьет по имиджу отечественного самолетостроения?

– О «Суперджете» можно с уверенностью сказать, что он встал на крыло, избавился, как и любой новый самолет, от «детских болячек» и успешно эксплуатируется в авиакомпаниях. Конечно, недостатки сервисного обслуживания и инциденты с этим воздушным судном в немалой степени сказались на имидже лайнера как внутри страны, так и на мировом рынке. Считаю, что самолету не помешал бы ребрендинг, потому что сейчас в авиационном сообществе SSJ-100 многие называют «супержесть». Лично мне, когда я в качестве пассажира совершаю полеты на этом лайнере, психологически не хватает эвакуационных люков с выходом на плоскости. Думаю, если бы они были, то и жертв 5 мая 2019 года было бы меньше.

– А что скажете относительно бытующего мнения, дескать, сегодня в России куда больше проблем с обслуживанием самолетов, нежели с их конструированием и производством?

– Как раз наоборот. Конструкторская школа важна. Мне бы очень хотелось верить в то, что мы ее не растеряли, что в конструкторские бюро приходят молодые специалисты с горящими глазами, желающие продлить славные традиции КБ «Ильюшин», «Туполев», «Яковлев». Грамотно сконструированный самолет требует простых и понятных операций по его техническому обслуживанию. У техника или инженера должна быть технологическая карта, в соответствии с которой он совершает простые и логичные манипуляции по ТО. Если инженерно-технический состав смотрит на узлы и агрегаты и думает, как бы к ним подлезть и обслужить, не повредив окружающую арматуру, то это свидетельствует лишь об одном: конструировали, грубо говоря, «троечники». Если самолет «слеплен», то инженерам и техникам, обслуживающим его, не позавидуешь. Слышали выражение: «простой в обслуживании самолет»? Оно как раз на эту тему. Надо понимать, что специалистов по наземному обслуживанию воздушных судов готовить все-таки немножко проще, чем растить талантливых авиаконструкторов. Хотя, конечно, и среди инженерно-технического состава есть как золотые руки, так и золотые головы.

– Попытайтесь спрогнозировать обстановку на отечественном авиационном рынке лет эдак через десять…

– Поскольку нам, пусть и с грустью, приходится признать, что в самолетостроении мы несколько отстали от ведущих мировых концернов-производителей авиатехники, то к 2030 году ситуация на рынке РФ кардинальным образом не поменяется. Хочется надеяться на то, что МС-21 к тому времени избавится от «детских болезней» и твердо встанет на крыло; что примерно то же самое произойдет и с ЛМС-901; что перезагрузится самолет, который сейчас называется SSJ-100. А вот к 2050 году ситуация – при умном и грамотном руководстве отраслью – может стать значительно лучше. Задел для этого есть.

Беседовал Степан Ратников
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions