+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
11.01.2017 13:48:31
Авиация / Интервью
РЖД-Партнер

Москва – лучшее место для развития лоукост-перевозок в России

Как известно, в российской авиационной отрасли функционирует, по сути, всего один лоукост-перевозчик – это «Победа», которая входит в Группу «Аэрофлот». От пассажиров нередко приходится слышать, что многие территории России не охвачены этой авиакомпанией, а качество оказываемых ею услуг не всегда соответствует ожиданиям клиентов, в связи с чем встает вопрос о необходимости появления прямого низкобюджетного конкурента. Вместе с тем эксперты не склонны считать точно так же, утверждая при этом, что возможности для развития лоукостеров на российском рынке присутствуют. Корреспондент РЖД-Партнера попытался разобраться в ситуации с помощью исполнительного директора отраслевого агентства «АвиаПорт» Олега Пантелеева.
Москва – лучшее место для развития лоукост-перевозок в России

– Олег Константинович, как вы считаете, достаточно ли для огромной России и для большинства ее граждан с их весьма скромными доходами одного-единственного лоукост-перевозчика?

– Прежде всего, надо начать с теории. Low cost означает низкие издержки. Если сравнивать российские авиакомпании с зарубежными по затратам на один пассажиро-километр, то большинство отечественных перевозчиков окажется ультра-лоукостами (спасибо курсу национальной валюты). Но именно «Победа» может в полной мере считаться Low cost carrier, потому что ее издержки ниже коллег по российскому рынку. С одной стороны, никаких нормативов по числу Low cost carrier не существует, поэтому сложно говорить, что одной авиакомпании мало или достаточно. С другой стороны, мы можем констатировать то, что в планах Минтранса России было появление двух лоукостеров, но фактически сегодня состоялся только один. Кроме того, можно оценить, какова доля «Победы» в совокупном объеме клиентов российских авиакомпаний. По итогам 11 месяцев 2016 года этот показатель едва превысил 4,8%. В то же время в других регионах мира доля проникновения лоукостеров выше. Так, в Юго-Восточной Азии почти каждый второй авиапассажир выбирает для перелета низкобюджетную компанию; в Европе более трети пассажиров – клиенты лоукостеров; в мире в целом свыше четверти кресел установлены в самолетах таких компаний.

– Сколько лоукостеров необходимо сегодня России для удовлетворения всех потребностей пассажиров?

– Полагаю, что дело не в количестве авиакомпаний, которые будут называть себя лоукостерами, а в трансформации бизнес-моделей авиакомпаний и развитии конкуренции как таковой. К примеру, сегодня крупнейшие перевозчики в стране ввели невозвратные тарифы, предлагают безбагажные тарифы, ограничивают предложение питания на коротких рейсах, вводят продажу дополнительных услуг. Все это позволяет авиакомпаниям как минимум не завышать, а порой и снижать стоимость самых дешевых билетов. И в зимнем расписании 2016-2017 годов мы видим, что на линии Москва – Санкт-Петербург есть предложения по 1500 руб. в одну сторону, а самые дешевые билеты продавались почти за 1000 руб. Для потребителя совершенно не важно, как будет называть себя авиакомпания, если она станет продавать билеты дешево. Важно, что высокая конкуренция заставляет снижать цены всех. Правда, к лету ситуация еще успеет измениться, и цены, естественно, вырастут. Тут ситуация станет уже обратной: не важно, называет ли себя компания лоукостером, но если билет на наиболее востребованные даты окажется дорогим, пассажиру не будет радостно.

– Как считаете, появилась ли на российском авиарынке возможность для развития лоукостеров и с чем это в большей степени связано?

– Такая возможность действительно появилась. Рост уровня доходов населения во второй половине 2000-х годов увеличил численность так называемого среднего класса, все большее число людей могло позволить себе не только покупать хлеб и оплачивать коммунальные услуги, но и путешествовать. Появилась большая прослойка людей, для которых полеты возможны, но за разумные деньги. Добавлю также, что для лоукостеров одна из важнейших статей – это экономия на масштабе. Чем больше клиентов у компании, тем ниже давление постоянных издержек на бизнес. Появление пассажиров, которые в ответ на снижение цены готовы летать больше, дало импульс возникновению лоукостеров и в России. Плюс к тому, Правительство РФ уже в нынешнем десятилетии снизило законодательные барьеры и несколько улучшило условия для авиакомпаний.

– Какие территории РФ, по Вашим наблюдениям, особенно нуждаются в низкобюджетных авиаперевозках?

– Никаких откровений тут не будет. Лучшее место для развития лоукост-перевозок – Москва. Теоретически, можно базировать несколько самолетов в Санкт-Петербурге. В высокий сезон можно летать из Сочи и Симферополя, возможно, из Краснодара. Потенциал есть у Западной Сибири. В остальных регионах, конечно, люди бы хотели летать дешево, но экономических предпосылок к возникновению там лоукостеров пока нет.

– Реально ли в ближайшие лет 10 сместить «Победу» с вершины отечественного Олимпа лоукост-перевозок?

– В авиационной индустрии 10 лет – достаточный срок, чтобы изменить рынок до неузнаваемости. Однако, чем большую фору за последующие годы получит «Победа», тем сложнее конкурентам будет войти на рынок, не говоря уже о смещении лидера с Олимпа.

Беседовал Степан Ратников

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions