+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.04.2017 18:00:00
Авиация / Комментарии
РЖД-Партнер

С рейса – долой и с борта – вон

РЖД-Партнер решил разобраться в современной практике овербукинга. Интерес к тематике подогрели участившиеся случаи высадки из воздушных судов пассажиров, на которых, как говорится, не хватило места. На прошлой неделе печальную статистику грубых снятий с рейсов пополнила и российская авиакомпания «Победа», отказавшая в перелете ребенку-инвалиду и его матери.
Отказали самому слабому

Неприятный инцидент произошел в ночь с 14 на 15 апреля, при регистрации пассажиров рейса «Москва – Екатеринбург» авиакомпании «Победа». В посадке на борт было отказано ребенку с детским церебральным параличом (ДЦП) и сопровождавшей его матери. Позднее выяснилось, что свое решение супервайзер группы мотивировал поздним (за 2 минуты до отправки) прибытием пассажиров и сбоем в работе программного обеспечения. Со своей стороны, перевозчик начал собственное внутреннее расследование. А вот термин «овербукинг» впервые прозвучал из уст Росавиации, подключившейся к разбору инцидента.

«По предварительным данным, причиной отказа в перевозке пассажира с ребенком, страдающим ДЦП, стала продажа авиабилетов на рейс, превышающая количество кресел в салоне самолета, так называемый overbooking, который применяется в практике некоторых зарубежных авиакомпаний, но не соответствует воздушному законодательству Российской Федерации», - приводит Интерфакс сообщение ведомства.
Некомпетентность собственного сотрудника «Победа» признала и тут же уволила его.

«Предварительно известно, что пассажирка с ребенком, страдающим детским церебральным параличом, прибыла на стойку регистрации за две минуты до закрытия регистрации, по этой причине у наземной службы не было возможности организовать посадку маломобильного пассажира таким образом, чтобы не задержать вылет рейса. Пассажирам был предложен альтернативный рейс другой авиакомпании из аэропорта "Шереметьево" со специальным комфортным трансфером из «Внуково», - сообщили в авиакомпании.

Со своей стороны, эксперты не увидели в действиях «Победы» следов овербукинга. По словам директора института воздушного и космического права AEROHELP Олега Аксаментова, в действиях перевозчика не было коммерческого следа.

«Если говорить о неприятной ситуации, сложившейся с пассажиркой и ее ребенком на рейсе «Победы», то там речь идет не совсем об овербукинге. О нем говорили только в Росавиации, но сама авиакомпания не употребляла этого термина. Речь действительно могла идти о продаже билетов, превышающей число мест на борту, но это не было сознательной предпринимательской практикой. Скорее, речь идет о некоем техническом сбое или ошибке», - заявил эксперт в беседе с нашим изданием.

Олег Аксаментов также подчеркнул, что резонанс вокруг этого инцидента получился лишь из-за того, что в регистрации отказали ребенку-инвалиду. В случае с обычным пассажиром, ситуация не получила бы широкой огласки.

Не как у всех

В странах Европы и в США, овербукинг является абсолютно правомерным. А недавний случай с американской авиакомпанией United доказал, что дележка проданных мест в самолете может даже дойти до драки. Речь идет об инциденте со снятием с рейса пассажира американской компании United, когда экипаж применил в отношении него грубую силу. Действия перевозчика вызвали огромный резонанс в обществе, который в итоге сказался на падении акций авиакомпании на бирже. Эксперты объяснили произошедшее техническим сбоем, добавив, что такие ситуации случаются крайне редко.

А вот на территории России применение овербукинга сейчас запрещено. Лишний раз об этом напомнила Росавиация, комментируя ситуацию с «Победой». В сообщении ведомства говорилось, что перепродажа билетов приводит к невыполнению обязательств перевозчика перед пассажирами. Однако, как сообщил нашему изданию источник в отрасли, продажей билетов свыше числа мест в самолете занимаются практически все отечественные авиакомпании. Разумеется, получить официальные тому подтверждения не удалось – никто из перевозчиков официально овербукингом не пользуется. Кроме, разве что, немецкой авиакомпании Lufthansa, работающей на территории РФ.

«Овербукинг – это обычная практика в авиационной отрасли, которая обеспечиваeт конкурентные цены за счет повышения показателей загрузки рейсов. Для оптимального использования провозной мощности самолетов и обеспечения привлекательности тарифов авиакомпании разработали системы прогнозирования, которые рассчитывают ожидаемое число пассажиров для каждого рейса. В авиакомпании Lufthansa система прогнозирования проверяет ожидаемую загрузку рейса за 361 день до вылета. Эта проверка затем продолжается через регулярные промежутки времени: система проверяет текущую загрузку рейса и рассчитывает, сколько еще бронирований будет сделано до вылета», - сообщил РЖД-Партнеру пресс-секретарь Lufthansa Group Борис Огурский.

По его словам, грубых снятий «лишних» пассажиров на практике авиакомпании не было – всем им предоставляются билеты на альтернативные рейсы, питание, гостиницы и денежная компенсация.

Другие же перевозчики на вопрос об овербукинге отвечали весьма уклончиво. Например, в авиакомпании S7 заявили, что «в настоящее время у авиакомпаний нет юридических оснований для его применения». Примерно такую же формулировку использовали в компаниях «ВИМ-АВИА» и «ЮТэйр». «Azur Air» и вовсе открестились от овербукинга, ссылаясь на перелеты исключительно чартерными рейсами.

А, поскольку, официально овербукинга в РФ нет, возникающие ситуации с перепродажей билетов перевозчики списывают на технические сбои.
«В российских реалиях пассажиру не объясняют причину возникших трудностей, а просто говорят «извините» и возвращают средства, которых уже не хватит на покупку билета в тот же день. Тем более, если человек приобретал его заранее, по скидке. А о компенсациях в виде предоставляемой на время ожидания нового рейса гостиницы, у нас вообще речь не идет», - сетует директор института воздушного и космического права AEROHELP Олег Аксаментов.
При этом, потенциальное узаконивание овербукинга в России эксперт оценивает достаточно высоко. По его словам, необходимость введения официальной перепродажи билетов будет зависеть от конкретных потребностей авиационного рынка перевозок.

Дело в алкоголе, а не желании заработать

Если говорить о снятиях людей с рейсов, то причины, по словам авиаперевозчиков, кроются вовсе не в овербукинге. Самой распространенной из них является состояние конкретного пассажира.

«Авиакомпания «Россия» может отказать в перевозке вследствие деструктивных действий со стороны пассажира, его неадекватного поведения, в том числе в состоянии алкогольного (или иных видов) опьянения, хамства в отношении членов экипажа и других пассажиров», - уточнил официальный представитель авиакомпании «Россия» Сергей Стариков.

На аналогичные причины высадки в разговоре с РЖД-Партнером ссылались и другие перевозчики. Источники в отрасли также подтверждают, что инцидент с «Победой» - это, скорее, исключение, нежели практика. Ситуация, по их мнению, может повториться в будущем. И искать оправдания авиаперевозчикам придется до тех пор, пока их не наделят законным правом применять овербукинг в своей работе.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions