Обезопасить пассажира
Эксперты считают, что именно слабо проработанная взаимосвязь между оператором и перевозчиком ведет к серьезным последствиям. По словам президента группы компаний «Спектрум» Евгении Конколь, в первую очередь есть нестыковки в законе о туризме и Воздушном кодексе в части определения чартера, которые необходимо устранить.
С целью недопущения в дальнейшем ситуаций, подобных ситуации с «ВИМ-Авиа», АТОР и выступила с рядом предложений по защите пассажиров. По сути дела, предложение состоит из трех блоков. Исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе пояснила, что первый заключается в повышении прозрачности информирования всех сторон, участвующих в организации чартерной перевозки. «То есть туроператоров и авиакомпаний с тем, чтобы больше подобных накладок не возникало. «ВИМ-Авиа» несколько переоценила свои возможности, в то время как у туроператора не было никаких инструментов, чтобы оценить, насколько перевозчик адекватно планирует свою деятельность на сезон», – отметила она.
Второй блок касается формирования фондов для чартерных перевозчиков. Данный механизм будет предназначен для финансирования перевозки в случаях, когда перевозчик, осуществляющий чартерные рейсы, не может исполнить взятые на себя обязательства перед пассажирами. Это, по словам М. Ломидзе, позволит избежать дополнительных расходов для туристического бизнеса, равно как и нагрузки на бюджет.
Третий блок касается регулирования чартерной перевозки в принципе. «Проблема заключается в том, что организация регулярных рейсов более или менее регламентирована, а вот для чартерных рейсов регламентации пока недостаточно. Поэтому наше предложение заключается в том, что нужно отрегулировать как ответственность сторон, так и ответственность перед пассажирами при организации чартерных рейсов», – заключила эксперт.
Бизнес данные решения одобряет, по крайней мере, заместитель генерального директора компании «TUI Россия и СНГ» Александр Сирченко сообщил, что компания с этими предложениями согласна. «В рамках заседания комитета Государственной думы РФ по транспорту и строительству я эти предложения озвучил, и мы надеемся, что они будут учтены. А те системные ошибки, которые приводят к краху авиакомпаний, будут устранены», – пояснил он.
На рынке все спокойно
А. Сирченко также добавил, что компания существенно пострадала из-за прекращения деятельности авиаперевозчика. «Мы часть своей полетной программы, в том числе в Турцию, строили на взаимодействии с «ВИМ-Авиа». На момент возникновения кризисной ситуации у нас заграницей было порядка 8 тыс. туристов и примерно такое же количество туристов готовилось к вылету. Помимо этого, в связи с тем, что «ВИМ-Авиа» фактически прекратила не только перевозку, но и обслуживание в аэропортах, эта ответственность легла на нас. И мы обеспечили размещение, питание и трансфер туристов, которые находились в аэропортах. На данный момент практически все отдыхающие вернулись домой и начиная с этой недели работа ведется в плановом режиме», – пояснил он.
Еще один вопрос, волнующий рынок, заключается в возможном повышении цен на туристические путевки. Е. Конколь в этом свете предупредила, что на зимний период повышения цен ожидать не стоит, а вот летом они могут вырасти. Но предупредила, что ожидаемый рост будет составлять не более 10%.
Повышение цен может быть обусловлено рядом факторов, в частности, это возможность создания фонда чартерных перевозчиков, нехватка перевозочных мощностей. А также кризисная ситуация в экономике – российские авиакомпании приостановили закупку техники, может быть, с уходом «ВИМ-Авиа» с рынка этот процесс снова будет запущен в полном объеме, и тогда цены меняться не будут.
Автор: Александра Можаровская
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.