+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.09.2023 15:41:40
Авто / Комментарии
РЖД-Партнер

«Государство реагирует запретительными мерами»: введен запрет на экспорт бензина и дизтоплива

Компании, в свою очередь, могут сократить объемы производства топлива, чтобы минимизировать свои убытки, что чревато усугублением дефицита. В совокупности снижение в краткосрочной перспективе розничных цен на топливо вряд ли ожидаемо, и потребуются дополнительные меры для стабилизации топливного рынка.
Правительство ввело временный запрет на экспорт топлива из РФ. Предполагается, что мера позволит стабилизировать топливный рынок и сдержать рост цен, а также предотвратить дефицит топлива в некоторых регионах страны, что особенно критично в связи с началом уборочной кампании и проведением сельскохозяйственных работ.

«Масштаб проблемы [дефицита топлива] таков, что в сельском хозяйстве она угрожает срывом уборки урожая и посева озимых. В свою очередь, причиной формирования дефицита стало двукратное сокращение демпферных выплат, с помощью которых государство компенсирует нефтяникам разницу между высокими мировыми ценами и стабильными ценами нефтепродуктов на внутреннем рынке. В результате нефтяникам стало выгодно повышать экспорт. Увеличился и серый экспорт нефтепродуктов», – объясняет возникшую проблему аналитик «Солитон КГ» Николай Алексеев. – При этом на сложившуюся ситуацию государство реагирует запретительными мерами. Эффективный рыночный механизм демпфера меняется на принудительное госрегулирование, не учитывающее критерии экономической эффективности. Подобные меры способны выправить ситуацию в краткосрочной перспективе, но на среднем и длинном периоде времени они усугубят проблему».

«Анализ динамики торгов на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже за последние несколько сессий показывает, что оптовые цены устремились вниз. Например, снижение оптовых цен на бензин марок АИ-92 и АИ-95 составило около 10%, на дизельное топливо – 15%. Цена в настоящее время падает из-за того, что на рынок хлынули дополнительные объемы сырья, направленные участниками рынка еще до введения ограничений – для насыщения нефтепродуктами внутреннего рынка. То есть начинает действовать «эффект масштаба», – говорит доцент департамента экономической теории Финансового университета при правительстве РФ Дмитрий Морковкин.

Пока действует так называемый профицит, схема кажется рабочей. Однако есть вторая сторона «конфликта» – нефтяные компании, которые могут, в случае низкой рентабельности из-за введенных ограничений, а также из-за сокращения выплат по демпферу снизить объемы производства, чтобы минимизировать убытки.

Вместе с тем снижение в краткосрочной перспективе розничных цен на топливо вряд ли ожидаемо, так как многие региональные участники рынка и небольшие заправки терпят убытки с продажи 1 литра топлива в размере 2–3 рублей. После спада «эффекта масштаба», возможно, потребуются дополнительные меры для стабилизации топливного рынка, предполагающие комплексный подход и учет экономических интересов всех его участников. В противном случае дефицит может увеличиться, а цены продолжат расти.

«Из подобных прецедентов на памяти, например, попытка госрегулирования цен растительного масла, приведшая в итоге к сокращению объемов и производства, и рыночного предложения, и новому витку роста цен. Поэтому государству важно не заигрываться с запретительными и ограничительными мерами, сделать их временными не на словах, а на деле, и чëтко ограничить срок действия», – добавляет Николай Алексеев.

Дмитрий Морковкин отмечает: показательно, что вместе с текущей мерой по сокращению дефицита топлива с 21 сентября были введены экспортные пошлины с привязкой к курсу рубля на широкий круг товаров:

«Размер пошлины составит от 4 до 7% таможенной стоимости в зависимости от курса национальной валюты, взиматься она будет при курсе 80 руб./$1 и выше. Новые экспортные пошлины будут действовать до конца 2024 года. Данные таможенно-тарифные меры регулирования применяются в целях поддержания рационального соотношения вывоза товаров и внутреннего потребления. Принятое решение поможет защитить внутренний рынок от необоснованного повышения цен».
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions