+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
13.01.2021 17:00:14
5 O'Clock
РЖД-Партнер

Цены на бензин растут, хотя и под контролем регуляторов

В очередной раз убеждаюсь: бензин – взрывоопасная тема для рассуждений. Что бы ни случилось в мире, в России цены на бензоколонках почему-то растут.
Вот сейчас Россия выполняет соглашение ОПЕК+. И в 2020 году добыча нефти и конденсата сократилась на 11%, что стало максимальным откатом вниз за последние 10 лет, как следует из отчета Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса.

Сократились поставки нефти на экспорт. Ну, вроде бы внутри РФ ее должно быть больше. Однако стоило только ударить морозам и ослабнуть ограничениям, обусловленным борьбой с последствиями коронавируса, и цены на топливо вновь настраиваются на рост.

В этом можно убедиться, если побывать на АЗС. Уже в конце года бензин стал дорожать на СПбМТСБ: цены на АИ-95 увеличились на 7,7%, АИ-92 – на 8,4%. Повторяется старая схема: производители всячески стремятся добиться того, чтобы предложение сдержать ниже реального спроса.

Если отечественные потребители стали меньше ездить из-за коронавируса, то бензин начинают сливать на экспорт. Или останавливают перерабатывающие заводы на ремонт и профилактику. Причем действуют так слаженно, что приходится только удивляться.

И, как обычно, в правительстве РФ спохватываются, когда уже событие произойдет. Остается только обещать, что дальше уж ничего экстраординарного не случится.

«Рост оптовых цен на топливо в России будет сглажен в течение 1–2 месяцев за счет действия демпфера», – говорится в сообщении Минфина России.

Но что это значит в переводе на язык обывателя? То, что дальше цены на бензин продолжат расти всего лишь пропорционально инфляции. То есть нормально – это когда прайсы не снижаются на фоне низких мировых цен на нефть, а растут.

Причем инструменты регулирования давно известны. В 2018 году был разработан достаточно эффективный механизм. Надо только вовремя Минэнерго, Минфину и Минпромторгу поручить изменить параметры налогового маневра нефтяной отрасли, и нефть будет поступать на российский рынок в достатке, а бензин перестанет служить одним из катализаторов внутренней инфляции.

Ключевое слово здесь «вовремя». Но почему-то это делается в течение двух последних лет всегда с опозданием, хотя в правительстве РФ каждый раз уверяют, что в Минэнерго держат на особом контроле ситуацию с ценами на топливо – как на оптовом, так и на розничном рынке.

В общем, не зря говорят, что дьявол кроется в деталях. Очевидно, контроль есть, но он – особый. Это, наверное, следует понимать так: пока сверху не поступило указаний, происходящие события следует мониторить, но ничего самостоятельно не предпринимать. А после появления соответствующего циркуляра необходимо его внимательно прочитать, обдумать, посовещаться. И уже потом приготовиться. То есть бумага с предложениями должна быть выдержана под сукном в ожидании команды «на старт». Уф, это такая сложная процедура.

И пока она не будет в достаточной мере реализована на практике, весь рынок будет стоять на ушах. В частности, транспортные компании опять будут ломать голову, как выкрутиться в рамках ранее заключенных контрактов. Ведь они не могут автоматически включить свой рост затрат в прейскуранты. Поэтому придется опять сводить рентабельность перевозок на какой-то период из-за скачков цен на бензин к нулю. А дальше уже рост транспортной составляющей снова включат в стоимость производимой предприятиями продукции, раскручивая инфляцию в российской экономике.

В такой ситуации, как ожидают эксперты, ничто не мешает очередному скачку прайсов на бензин по весне, когда обычно растет его потребление по мере развертывания фронта полевых работ у аграриев. А после запоздалого окрика сверху в конце мая ситуация на топливном рынке снова нормализуется, если, конечно, к этому времени завершится плановый ремонт нефтеперерабатывающих заводов.

Вообще-то в свое время задумывалось, что тарифные вопросы оперативно будет регулировать ФАС России. Однако сегодня у службы осталось не так уж много рычагов влияния. ФАС, например, может только рекомендовать сократить экспорт, чтобы переориентировать отгрузку на внутренний рынок.

Вот только в нынешней системе координат с подобными инициативами выходить не имеет особого смысла. Ведь все решает правительство…

Невольно приходит на память сказка Оскара Уайльда «Мальчик-звезда». Открываю книжку и читаю:
«Стоял лютый мороз… Звери и птицы совсем растерялись от холода.
– Уф! Какая чудовищная погода. Во всем виновато правительство, – проворчал волк, крадясь между кустами…
– А по-моему, не все ли равно, отчего холодно, ведь от рассуждений теплее не будет, – наставительно заметил зеленый дятел».
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions