+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
03.06.2021 17:00:24
5 O'Clock
РЖД-Партнер

РЖД: искусство переводить стрелки

За чашкой горячего кофе иногда так и тянет полистать приятную беллетристику. Вот, скажем, под рукой оказался томик Гоголя. Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем.
Что тут пишут: несмотря на некоторые несходства, как Иван Иванович, так и Иван Никифорович были прекрасные люди. Лучше всего было можно узнать характеры их из сравнения: Иван Иванович имел дар говорить чрезвычайно приятно. А Иван Никифорович, напротив, больше молчал, но зато если влепит словцо, то отбреет лучше бритвы.

В общем-то, поссорились эти замечательные люди из-за пустяка. Ну совсем как представители ОАО «РЖД» и ТМХ. В ТМХ всегда умеют приятно рассказать о выпускаемых локомотивах. О том, как локомотивостроители долгие годы плодотворно сотрудничали с перевозчиком. И действительно, Дирекция тяги железнодорожного холдинга довольно-таки скрупулезно выстраивала с локомотивостроителями. Даже в рамках проектов цифровизации начала создавать доверенную информационную среду с ТМХ: у одних – умные локомотивы, а у других – умные цифровые сервисные депо. Ну как тут сторонам не выстроить интеллектуальные контакты?

Конечно, не обходилось без дискуссий. Но они были всегда в деловом ключе: в Дирекции тяги сетовали на нарушения правил эксплуатации локомотивов на путях общего пользования, а на заводах – указывали на отдельные недостатки использования тяги, поставляемой на сеть. Споры выливались в конечном счете в совместную работу над совершенствованием новых моделей тепловозов и электровозов.

Однако вдруг между давними партнерами пробежала черная кошка. Причем не куда-нибудь она побежала, а на правительственный уровень. И разгорелся шумный конфликт. Ну прямо как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем. Не поймешь толком, из-за чего. А страсти накалились нешуточные.

Ведь крупный заказчик пожаловался министру промышленности Денису Мантурову и даже выше: дескать, ни одну из моделей локомотивов ТМХ, созданных для БАМа, нельзя признать надежной. Соответственно ненадежная тяга создает риски не только нарушения сроков доставки грузов на Восточном полигоне, но и обеспечения вывоза грузов клиентов в этом направлении.

Такова ситуация в общих чертах. А вот кто выпустил эту самую черную кошку, поссорившую ОАО «РЖД» и ТМХ, поди теперь найди. Приходится строить предположения.

Их несколько. Скажем, истоки следует искать в предполагаемой аффилированности между ТМХ и «Кузбассразрезуглем». А поскольку представители последнего сетовали на то, что перевозчик не обеспечивает вывоз угля на восток, то железнодорожный холдинг в ответку заострил внимание на качестве локомотивов ТМХ – иными словами, собрал с разных полок накопленный за долгие годы материал, который обсуждался на разных совещаниях, в одну корзину. И донес ее наверх, в правительство.

Версия, впрочем, уязвимая. Но если учесть искусство ОАО «РЖД» переключать стрелки, когда перевозчика обижают, то об этой версии нельзя не упомянуть.

Особенно если учесть, что в последнее время на сети участились резонансные аварии. Сходы вагонов с углем на Восточном полигоне надо как-то объяснить. И в ОАО «РЖД» взялись за поиски стрелочника. Сначала указали на металлургов, поскольку Ространснадзором были зафиксированы изломы рельсов, выпущенные «Евраз ЗСМК». Затем – на вагоностроителей, чей подвижной состав повышенной грузоподъемности, дескать, может неблагоприятно воздействовать на путь. А теперь дошло дело и до локомотивов, которые создают дополнительные риски.

Еще один вероятный резон для размолвки – в том, что локомотивостроительных мощностей в РФ создано с избытком. И настала пора как-то более справедливо распределить заказы на новые машины, а также – сопутствующий им сервис.

Другую причину указал источник в ОАО «РЖД». И она довольно-таки прозаическая: грузов в последние 2 месяца стало больше, а тяги на Восточном полигоне стало не хватать. При этом депо оказались забиты локомотивами, простаивающими по разным причинам на ремонтах. Причем машины известной компании простаивали дольше, чем хотелось бы перевозчику, а рабочий пробег у них оказывался меньше, чем ожидал опять-таки заказчик. И, как он стал подозревать, из-за установки на заводских площадках некачественных запчастей. В общем, ставили, что могли достать. Проблемы, получается, возникли с поставщиками деталей, которые вовремя не были решены. Ну как тут не переключить стрелки на локомотивостроителей?

Наконец, интересную мысль высказал один из грузоотправителей при опросах, которые проводит журнал РЖД-Партнер в рамках Индекса качества услуг на железнодорожном транспорте. Ранее в ОАО «РЖД» на фоне падения погрузки взялись за оптимизацию парка тяги. И отправили достаточно большое количество локомотивов в резерв. Рост погрузки заставил их возвращать на линию. Но при выводе локомотивов из резерва проводится их обязательное техническое обслуживание, что наполнило депо дополнительными машинами. При этом объемы погрузки в последнее время стали увеличиваться, а парк тяги – использоваться интенсивнее. Увеличились соответственно и объемы ремонтов. Это вызвало переполнение депо и авралы у сервисных компаний.

Можно сказать, что к таким перегрузкам они оказались не готовыми. Отсюда и перебои с запчастями: не запасли загодя востребованные сегодня объемы. Но можно повернуть ситуацию и иначе: корнями она уходит в недостатки управления и планирования ресурсов тяги. В этом перевозчику и владельцу инфраструктуры не очень приятно признаваться. Поэтому опять-таки проще поискать искать стрелочника.

Заодно попробовать и двух зайцев убить: подстраховаться на случай, если опять ремонты и реконструкция Восточного полигона окажутся затянутыми и потребуют сроков переноса. Тогда виноватым за недогруз на Восточном полигоне можно назначить опять-таки локомотивостроителей.

Все эти версии заслуживают изучения. Однако сейчас хотелось бы обратить внимание не на поиски черных кошек и зайцев. А на культуру взаимодействия между двумя крупными субъектами, уровень которой влияет не только на взаимоотношения непосредственно между ними, но и на перевозочный процесс в целом.

Вырисовывается некая тенденция: как только возникает тот или иной риск для ОАО «РЖД» получить упрек (скажем, за недостаточный уровень качества содержания инфраструктуры), так в ответ закладывается ответная мина. Перевозчик находит стрелочника со всеми вытекающими последствиями.

И пока идут разборки, уже мало кто вспоминает о недостатках в управлении перевозками, затягивании ремонтов и проектов развития инфраструктуры. И надо признать, что в искусстве переключения стрелок железнодорожникам в профессионализме не откажешь. Проблема в том, что такая стратегия не способствует снижению уровня рисков на сети.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions