+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
17.10.2018 17:00:00
5 O'Clock
РЖД-Партнер

Невероятные приключения грузоотправителей в России

В отличие от былинного героя Ильи Муромца, который в свое время упорно искал приключений на распутье трех дорог, отечественный грузоотправитель проблем не ищет. Но они легко находят его сами, потому что рынок транспортных услуг у нас постоянно меняется, а выбор пути для выхода из очередной непонятной ситуации у грузовладельца невелик – либо обратиться к регуляторам и перевозчику, либо делиться бедами с журналистами.
А поделиться королям рынка (мы же помним, что время от времени грузоотправителей именно так и называют) на сегодняшний момент есть чем. На дворе осень, время верстать бюджеты, а значит, и статьи расходов, куда входит стоимость доставки продукции. Конечно, как вырастет и ныне немаленькая ставка на предоставление вагонов, сейчас мало кто готов предсказать, ведь рост идет сказочными темпами и 3 тыс. руб. в сутки за полувагон уже никому не кажутся выдумкой. При всем при том и в регулируемой государством части расходов на железнодорожные тарифы определенности нет. То есть грузоотправитель понимает, что помимо долгосрочной индексации в 4,3%, с него в будущем году возьмут что-то еще, но вот что именно, пока неясно. Да и вопрос «за что платим?» остается открытым. Если взять коэффициент за развитие инфраструктуры, то вроде бы такая штука в свое время закладывалась в Прейскурант № 10-01 и никто не припомнит, чтобы ее оттуда выводили. За что назначат второй коэффициент, и вовсе загадка. Если хорошенько расспросить об этом грузоотправителя, то, по его словам, выйдет, что перевозчик вроде бы что-то задолжал государству по налоговой части, но платить за это придется известно кому.

Однако и на этом беды грузовладельца не закончатся. Грузоотправители у нас люди образованные, новости читают и знают, что государство намерено все, что только можно, перевести на цифру. В свете этих заявлений можно было бы ожидать, что и информации все начнут получать больше, но не тут-то было. На практике выходит, что некоторые опции ЭТРАН, которые раньше входили в пакет клиента по умолчанию, теперь потихоньку перекочевывают в раздел под названием «А теперь за это надо платить отдельно». Между тем для небольшого грузоотправителя, отгружающего 10–15 и даже 50 вагонов в месяц, эти суммы неподъемны. Самое же главное – никакой определенности в том, что завтра будет объявлено платным, тоже нет. Потому и сетуют грузоотправители, мол, есть у нас такое искушение – свести общение с системой к минимуму, ограничив его исключительно подачей и согласованием заявок на перевозку.
А еще грузоотправители рассказывают, что цифровизация, конечно, цифровизацией, но документация бухгалтерская кое-где до сих пор передается у нас старым, еще советским, можно сказать, способом. Дежурный по станции передает бумаги машинисту электрички, тот довозит их до дежурного на другой станции, который передает посылочку в товарную контору. Эта инстанция к бухгалтерии прямого отношения вроде бы не имеет, но с клиентами-то работает именно она, поэтому сотрудник конторы делит бумаги по кучкам. И уж тут кому как повезет: кому-то, бывает, и чужие документы, кроме своих, попадут.

Приключения грузоотправителям рынок поставляет в избытке. Вот с 1 сентября вступил в силу запрет на продление срока службы маневровых локомотивов, которыми далеко не всегда пользуются лишь крупные компании, имеющие средства на обновление тяги. Эксплуатируют их и небольшие ППЖТ, которые много лет не только служили полезным звеном, связывающим перевозчика и грузоотправителей, но и конкурировали между собой. Теперь, когда стоимость капитального ремонта маневрового локомотива вырастет в 2–2,5 раза, эти небольшие предприятия будут вынуждены в лучшем случае сокращать свои парки, а в худшем – закрываться, потому что как ни крути, но тех денег, которых ждет от них государство для инвестиций в модернизацию тяги, они не зарабатывают.

Есть ли чем утешиться грузоотправителю? Утешение всегда найдется. Из-за нехватки полувагонов некоторые грузоотправители закупили собственные, а те, кому такая покупка не по карману, принялись искать грузополучателей с собственным парком. Кто-то вполне успешно переводит грузы на автотранспорт, дорожка до Екатеринбурга уже освоена, в планах – освоение Зауралья. Если груз дорогой, то по цене автоперевозка выходит не только сопоставимой с железнодорожной отправкой, но еще и дешевле, не говоря о том, что быстрее в разы.

В общем, журналисту с грузоотправителем всегда есть о чем поговорить, ибо забот у последних хватает. Волей-неволей пишущему о транспорте достается роль психолога, который постоянно спрашивает пациента, хочет ли тот обсудить то, что с ним происходит. Правда, в одном анекдоте утверждается, что такой подход характерен только для европейской психологической школы, потому что специалисты восточного толка, в частности из Китая, говорят пациентам так: «Компартия считает, что у вас нет проблем. Немедленно возвращайтесь к работе».
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions