+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
16.11.2018 17:00:00
5 O'Clock
РЖД-Партнер

Монополия за счет водителя

За последние полгода компания «Яндекс» стала в таксомоторном мире чуть ли не главным поставщиком новостей. Только за эту осень ее менеджемент распространил заявления о миллиардном перевезенном клиенте, о запуске сервиса в Финляндии. Сегодня пришла новость о начале покорения «Яндекс.Такси» пассажиров Израиля. Если за заграницу мы спокойны, то возможность для агрегатора достичь монопольного положения в России вызывает опасения.
Успехи «Яндекс.Такси» и его технологическое превосходство над конкурирующими агрегаторами («Ситимобил», «Везет» (Rutaxi), Gett) стали особенно заметны в текущем году. Согласно отчету «Вымпелкома», на чемпионате мира по футболу этот агрегатор стал абсолютным лидером с 66%-ной долей онлайн-заказов. Да и вторые 500 млн пассажиров из заветного миллиарда были перевезены за 9 месяцев 2018 года, тогда как на первую половину понадобилось целых 6 лет.

В самом агрегаторе заявляют, что причина успеха – в удобстве для пользователей мобильного сервиса и соответствии стратегии интернет-гиганта интересам владельцев такси. Такое взаимодействие дает в итоге справедливую цену поездки. Однако с этим не всегда согласны как владельцы таксопарков, так и водители со статусом ИП. Ленты новостей полны сообщениями о забастовках таксистов, недовольных политикой «Яндекса» или попытками законодательно вернуть инициативу ценообразования таксопаркам.

В конце октября стало известно о предложениях таксопарков, поддержанных в правительстве Москвы, запретить в новом Законе о такси агрегаторам устанавливать цену поездки. Эту функцию было предложено передать владельцам машин, а мобильным сервисам оставить право информирования о ней клиента и получения комиссии после совершившейся поездки. Предложение вызвало солидарный протест агрегаторов «Везет», Maxim, «Ситимобил» и «Яндекс.Такси». Они отметили в общем заявлении, что такое решение поднимет цены, будет невыгодным для пассажира и отбросит рынок назад. Чтобы разобраться в ситуации, я решил сменить работу и начать карьеру водителя «Яндекс.Такси».
По итогам нескольких недель эксперимента получилась вот такая картина. Сегодня, в период конкурентной борьбы агрегаторов, их усилия направлены на привлечение клиента. В силу этого клиент получает максимум информации во время заказа поездки. Ему сообщают стоимость, время ожидания машины, подтверждают маршрут, информируют о его изменении по инициативе водителя, показывают геолокацию автомобиля, его марку, фамилию и фотографию шофера. В случае недовольства ценой или маркой автомобиля клиент может безболезненно отменить заказ без какого-либо ущерба для себя.

Только при поздней отмене, когда такси уже прибыло на место заказа, за отказ от поездки взимается штраф, да и то только при предварительном подтверждении безналичной оплаты. Неряшливые или необязательные пассажиры также могут быть наказаны агрегатором. Максимальное наказание – блокировка номера телефона и невозможность пользования сервисом.

Для водителя все иначе. Он должен подтвердить соответствие автомобиля заявленным стандартам «эконом», «детский», «комфорт», «комфорт+», «бизнес» и «премиум» с помощью регулярной фотофиксации состояния кузова, салона и багажника автомобиля. Его статус в системе регулируется уровнем рейтинга (от 4,2 для новичков до 5) и активности (до 100%). Низкий рейтинг и низкая активность автоматически передвигают водителя вниз ленты заказов. Кроме того, ему достаются менее экономически привлекательные поездки. Во время появления заказа на дисплее электронного девайса водитель не может оценить стоимость поездки. Агрегатор открывает перед ним только адрес подачи. Расстояние до заказа фиксируется как ближняя, средняя и дальняя подачи. Отказываться без последствий в виде снижения рейтинга и активности можно только от дальних подач. За игнор прочих сразу снижается балл активности. При этом целую смену водитель может иметь балл 100%, но за первый же пропуск ближней подачи он получает минус 3 пункта активности. Стоимость и дальность поездки становятся понятны водителю только по прибытии на место.

Кнуты для водителя повсюду, а вот пряников немного. Это возможность получения более дорогих заказов при высоких рейтингах и повышенный тариф на поездки в дни праздников или в зонах повышенного спроса на такси.

Примерно так же устроены все прочие агрегаторы. Разница между ними до последнего времени состояла только в размере комиссии за предоставление заказа. Изначально «Яндекс» или Uber позиционировали себя как такси с самыми низкими ценами, а, например, Gett – как сервис для среднего класса, где более высоким тарифам соответствовали более престижные автомобили.

Сегодня уровень и сервис, предлагаемый агрегаторами по стандартным линейкам, практически не отличим для пассажира. Их конкуренция действительно привлекла в такси невиданный доселе сегмент пассажиров – тинейджеров. Стоимость поездки на «Яндекс.Такси», например, в Петербурге начинается с 60 руб. Проехать два-три дома вчетвером на такси получается удобнее, а при этом еще и дешевле, чем на трамвае. Водителям такие поездки частично компенсируются агрегатором. В Санкт-Петербурге «Яндекс» доплачивает водителю сумму, недостающую до 100 руб., в Москве – до 200. Правда, тут же снимает комиссионные. В результате из 100 руб. водителю достаются только 80.

До сих пор многие таксопарки в столице и большинство в провинциях работают через собственные или аутсорсинговые диспетчерские службы. При такой организации поездки пассажир звонит на определенный номер, а диспетчер распределяет заказы между такси и передает информацию клиенту. Мобильное приложение устраняет этого посредника, что более привычно для молодого поколения, не выпускающего девайсы из рук. Но вот удобно ли? Не всегда.

При поездках на короткие расстояния заказ машины через «Яндекс.Такси» более выгоден для пассажира, чем заказ через диспетчера. Например, фиксированные ставки поездок по небольшому городу скорее всего начинаются от 100 руб. А агрегатор повезет за 60. Но в то же время при возрастании дальности поездки алгоритм ее расчета «Яндексом» может значительно (до 20%) превышать фиксированные ставки таксопарка. В результате пассажир заплатит больше, чем при телефонном заказе.

Что же водитель? Для него доходность поездки падает в любом случае. Принимая заказ, он вынужден соглашаться с котом в мешке. Поездки на близкие расстояния для него невыгодны, а при поездках на дальние расстояния комиссия агрегатора забирает часть прибыли, причем чем выше стоимость поездки, тем выше комиссия. Так, еще весной 2018 года в Санкт-Петербурге «Яндекс» в среднем брал 18% с поездки, а в октябре процент вырос уже до 25%. В результате при совершении 15 заказов за смену, что считается хорошим результатом в такси, общий доход водителя при работе с агрегатором оказывается ниже, чем при работе с диспетчером. Водителю приходится не только сдавать план в таксопарк, но и отдавать часть прибыли «Яндексу». Меньшее время простоев при этом нивелируется растущими издержками.

Получается, что свое развитие и расширение агрегаторы оплачивают с помощью нагрузки на водителей, которые в итоге должны платить за дорожающий бензин, увеличивающуюся комиссию и делать план. Неудивительно, что, по данным профсоюза «Таксист», среди водителей ИП наблюдается увеличение продолжительности рабочей смены. Чтобы заработать средние суммы выручки, водители вынуждены крутить баранки уже не 12, а 14–15 ч.

Профессор Чикагского университета и ВШЭ Константин Сонин на днях заявил, что ни в Европе, ни в Америке нет такого доминирования службы такси, как у «Яндекс.Такси» в Москве, а сама служба может достичь монопольного положения.

К этим словам стоит прислушаться. Нужны ли нам современные сервисы такси, которые уже помогли избавиться от засилья бомбил в транспортных узлах? Конечно, да. Может ли благополучие сервисов и пассажиров достигаться за счет растущих издержек перевозчиков? Конечно, нет. Середина гораздо удобнее и выгоднее для всех.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions