+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
15.12.2020 13:41:37
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Встречайте новый номер журнала РЖД-Партнер № 23 (435)

Среди материалов декабрьского выпуска мы подготовили для вас следующие интересные темы.
Лизинг железнодорожного подвижного состава вошел в негативную зону еще в прошлом году, а пандемия только усугубила положение дел. Напомним, что за 9 месяцев 2019 года рынок уже выглядел удручающе: сделки с железнодорожной техникой сократились на 44% по отношению к 2018-му. В связи с этим важно сказать, что пандемия сыграла существенную, но не решающую роль в уменьшении железнодорожного сегмента в лизинговых портфелях: эксперты предупреждали о формировании профицита парка уже давно, и вот сейчас он уже аукнулся не только операторам, но и вагоностроителям вкупе с лизингодателями.

Отрицательная динамика объемов нового бизнеса в сегменте лизинга подвижного состава вызвана продолжающейся стагнацией железнодорожного рынка, начавшейся в 2019 году. Профицит и сокращение грузовой базы привели в 2020-м к снижению ставок доходности и аренды почти по всем видам вагонов.

Однако лизинговые компании склонны к сдержанному оптимизму в отношении будущего вагонов в своих портфелях, подчеркивая, что, хотя в этом году лизингодатели, в портфеле которых находятся клиенты из наиболее пострадавших отраслей, столкнулись с ростом проблемных активов, ситуацию нельзя назвать критической. Кроме того, снижение стоимости кредитного, а следовательно, и лизингового финансирования позитивно влияет на доступность приобретения имущества в лизинг. Каковы перспективы лизинга железнодорожного подвижного состава – в Теме номера, а также в статье «Против течения: на что реагирует спрос?».

На перевозки угля в ОАО «РЖД» всегда смотрели сквозь призму общих финансовых показателей. И в зависимости от конъюнктуры оценивали доходность доставок этой номенклатуры неоднозначно.
Вспомним, почему в РФ долгие годы выстраивали сеть с оглядкой на перевозки угля. Хотя такие транспортировки низкодоходны, тем не менее под них было удобно конфигурировать инфраструктуру, говорили ранее в ОАО «РЖД». Во-первых, уголь и руда легко форматируются в маршруты. Во-вторых, маржинальность отправок по РЖД начинается при массе поезда не менее 3600 т. Чем больше эта масса, тем эффективнее перевозки. И уголь всегда служил катализатором тяжеловесного движения. Под него закупали мощные локомотивы. В-третьих, под уголь проще собирать вагоны операторов в пулы.

В целом уголь нельзя назвать убыточным грузом, он не случайно определен как низкодоходный. Есть направления, по которым маржинальность данной номенклатуры приближается к нулю, но это не значит, что она генерирует отрицательную прибыль.

Однако тезис об убыточности перевозок угля, к которому то и дело обращается ОАО «РЖД», дает холдингу повод торговаться с его отправителями о тарифе. Но у дискуссии на эту тему может быть и оборотная сторона: есть риск, что всплывут вопросы об эффективности работы сети. Подробности – в материале «Что генерирует уголь на сети РЖД?».

В редакцию журнала РЖД-Партнер нередко обращаются частные предприниматели с просьбой довести до сведения государственных структур их крайнюю озабоченность судьбой своего бизнеса. Они считают, что многие льготы не дают гарантий от закрытия их предприятий. Вызывает вопросы и система уплаты налогов, а также постоянные проверки и отчеты. Куда этим предпринимателям обращаться за помощью в решении своих проблем? На этот и другие вопросы отвечает президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Калинин.

Как известно, «Опора России» и ОАО «РЖД» в 2016 году заключили соглашение о сотрудничестве в области поддержки малого и среднего предпринимательства. «Это было сделано с целью эффективного взаимодействия между организациями по ряду актуальных вопросов. Сейчас ведется работа по реализации плана мероприятий дорожной карты, утвержденной совместно ОАО «РЖД», «Опорой России» и АО «Корпорация МСП», – рассказывает А. Калинин. – До июля 2021 года поставлены задачи по решению ряда вопросов, направленных в том числе на доступность грузовых железнодорожных перевозок». Какие коррективы вносятся в связи с нынешней ситуацией в работу бюро по защите прав предпринимателей и инвесторов, какие новые виды поддержки и льготы будут доступны предпринимателям в рамках обновленного национального проекта и хватит ли их, чтобы защитить малый и средний бизнес от банкротства, а микропредприятия и самозанятых – от полного разорения? Ответы на эти и другие вопросы – в интервью с А. Калининым «Большие проблемы малых предприятий».

Наиболее актуальными для перевозок грузов контейнерными поездами по-прежнему остаются маршруты отправки из Европы и России в страны АТР. На международном направлении крупнейшим рыночным сегментом, безусловно, является маршрут Китай – Европа – Китай. В 2020 году доля контейнерных отправок поездами здесь выросла до 6–8% из-за пандемии, вызвавшей дисбаланс спроса и предложения.

Российский рынок контейнерных поездов также значительно увеличился (на 8% за 9 месяцев 2020 г.) и имеет высокий потенциал для дальнейшего роста, так как уровень контейнеризации грузов на сети все еще остается низким из-за недостаточных мощностей по перегрузке (оборудованные контейнерные площадки) и незнания преимуществ железнодорожных контейнерных перевозок участниками рынка.

Но в целом рынок контейнерных поездов уже сложился – и участники работают на устойчивых направлениях с устойчивым грузопотоком. Среди главных тенденций рынка контейнерных поездов сегодня – уход от монопоездов, использование подвижного состава с регулярными отправками и фиксированными тарифами, дефицит рефрижераторов, но в то же время и крен в сторону новых направлений.

Какие новые сервисы и продукты от операторов способствуют росту контейнерных отправок, а что, наоборот, тормозит процесс? Читайте в статье «Гонка на опережение».

Качественный ремонт локомотива в России часто превращается для собственника в сложную задачу. Для магистральных машин, принадлежащих ОАО «РЖД» и немногочисленным собственникам, трудности обусловлены значительной стоимостью и высоким уровнем централизации. Собственники локомотивов промтранспорта вынуждены выбирать между ценой и качеством на низкомаржинальном рынке.

По словам участника рынка, приемлемый уровень качества при среднем ремонте удается поддерживать благодаря постоянному контролю за ходом работ и тщательной приемке локомотивов. При этом выбора места ремонта у частных собственников нет. Объемы ремонта и перечень конкретных депо распределяются центральной и региональными дирекциями тяги. Вне плана попасть на ремонт практически невозможно.
Рынок ремонта локомотивов для промышленного транспорта функционирует и развивается на принципиально иных основаниях. Здесь нет такого регуляторного пресса и повышенных технических требований, как для машин, допущенных к работе на путях общего пользования. Поэтому промышленные локомотивы можно ремонтировать почти на коленке. Подробнее – в материале «Двуликий локомотиворемонт».

Хотите узнать больше? Подписывайтесь на журнал РЖД-Партнер.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions