+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
01.11.2019 14:39:38
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

РЖД по итогам года выйдет в ноль по динамике погрузки

По оперативной информации, погрузка на сети РЖД в октябре 2019 года выросла до 109,5 млн т, что на 1% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом грузооборот за октябрь 2019 года снизился до 222 млрд тарифных т-км (-0,2%). Чуть ниже оказался грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии – на уровне 281,7 млрд т-км (-0,7%).
Хорошо стоим

Таким образом, динамика погрузки на сети вопреки прогнозам железнодорожных маркетологов осталась на прежнем уровне, если сравнивать с предыдущим сентябрем. Между тем были надежды (согласно отчетам о переговорах с грузовладельцами, поступавшим с железных дорог) на то, что прибавка может составить 2%.

Однако стоит заметить, что динамика грузооборота в сентябре была в положительной зоне (соответственно +1,3% в груженых рейсах и +0,8% в порожних), а в последующий месяц все-таки ушла вниз. Это дает основания предположить, что ноябрь окажется по погрузке для РЖД не столь радужным, как сентябрь и октябрь. А значит, и рассчитывать на выход на сколько-нибудь существенную прибавку погрузки по итогам 2019 года крайне сложно. Скорее всего, по динамике сеть выйдет в ноль.

Что потянуло вниз?

Прежде всего неприятные новости поступили от угольщиков: по предварительным данным, погружено 32,7 млн т (-4,7% к октябрю 2018 г.).

Причин можно назвать две: первая – мировая конъюнктура нестабильна. Это заставило угольщиков потихоньку повышать цены на внутренних маршрутах. Между тем закупки угля ТЭЦ служили дополнительным драйвером погрузки угля в сентябре.

Только в августе клиенты стали пополнять запасы топлива, необходимые для зимнего отопительного сезона. И его поставки увеличились на +1,9%. Правда, в сентябре динамика закупок несколько притормозила, хотя и осталась в положительной зоне.

Однако в сентябре неплохие результаты показал экспорт. Кроме того, на Восточном полигоне стали поднимать брошенные поезда. Вот и образовалась прибавка. А в октябре, когда сеть поехала, угольщики вновь столкнулись с задержками поездов. И это вторая причина отрицательной динамики по углю в октябре 2019 года.

Топливные неурядицы

В октябре 2019-го вновь вниз сеть потянули нефть и нефтепродукты: их погрузка сократилась до 18,9 млн т (-4,1% к аналогичному периоду прошлого года).

Скидки, которые предоставило ОАО «РЖД», не помогли стабилизировать перевозки данной номенклатуры.

Во-первых, снизилась погрузка во внутреннем сообщении прямогонного бензина и топочного мазута. Во-вторых, уменьшилась отправка нефтегрузов на экспорт, что связано с ухудшением ценовой конъюнктуры мирового рынка.

Помимо этого, негативное влияние на динамику экспорта оказало значительное сокращение поставок российских нефтепродуктов в Белоруссию (в связи с запретом, действующим с ноября и до конца 2019 г.) и бензина в Казахстан. Так что по итогам двух последующих месяцев улучшений в динамике нефтегрузов ждать весьма затруднительно.

Металлурги мечтают о лучших контрактах

Не произошло перемен и в перевозках черных металлов – 5,7 млн т (-8,1% к октябрю 2018 г.).

Как отметил представитель крупной металлургической компании, ситуация на рынке сложилась непростая: на экспорт везти продукцию стало сложнее из-за мировой конъюнктуры. А на внутреннем рынке – низкая платежеспособность. Так что в суммарном итоге предприятия не могут отправлять больше продукции. И железная дорога продолжает терять объемы.

Соответственно отмечена низкая активность у трейдеров. Часть из них сетует на высокие цены на железнодорожные перевозки и стремится переключать грузопотоки на автотранспорт.

Ситуация вряд ли улучшится в конце текущего года – на фоне переговоров с угольщиками о новых контрактах, в которых цены на уголь в октябре могут вырасти на 40–50%. Правда, металлурги еще надеются на лучшее. В частности, как сказал начальник участка по работе с железной дорогой ООО «Абинский ЭМЗ», до конца года планируется стабилизировать поток перевозимого груза.

Неутешительный баланс

В минусе остались в октябре лом, лесные грузы и промышленное сырье.

Прибавку обеспечили железная руда (10,7 млн т, +9,2% к октябрю 2018 г.), минудобрения (5 млн т, +6,4% к октябрю 2018 г.), зерно (2,4 млн т, +4,3% к октябрю 2018 г.) и прочие грузы (8,8 млн т, +6% к октябрю 2018 г.).

По зерну, как отметил президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский, объемы упали, потому что нет клиентуры для массированных отгрузок. Но рынок понемногу выравнивается, хотя это не очень стабильный тренд.

Аналогично можно сказать и о прочих номенклатурах: поскольку они отправляются небольшими партиями, то, соответственно, на фоне не слишком гибкого поведения РЖД в этом сегменте грузовладельцы склонны по возможности уходить на автотранспорт.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions