• Ставка на полувагон
    1651
    -3.7 %
    руб./сут.
    январь 2020
  • Индекс качества III КВАРТАЛ 2019Г. - 64 балла
  • Финансы USD ЦБ РФ 62.34 0.53 EUR ЦБ РФ 68.78 0.49
    BTC 9095.64 usd BTC 569023.24 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
14.01.2020 14:30:35
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Декабрь подморозил железнодорожную погрузку

Обычно конец года для РЖД становился месяцем ударной работы: грузоотправители спешили отправить максимум грузов до того, как произойдет очередная индексация тарифов перевозчика. Однако в конце прошлого года впервые наблюдалась странная апатия: декабрь не только не улучшил итоговый результат работы сети, но и, наоборот, ухудшил сводные показатели.
Декабрь подморозил железнодорожную погрузку
Сеть снизила объемы погрузки по сводкам за 2019 год до 1,3 млрд т, что на 0,9% меньше, чем за предыдущий год. Упали отправки нефти и нефтепродуктов – до 232 млн т (-1,9%), каменного угля (372 млн т, -0,8%), черных металлов (73,8 млн т, -5,6%) и лома (14,7 млн т, -7,7%). Уменьшились перевозки лесных грузов (42 млн т, -8,1%), зерна (21,7 млн т, -20,1%), химикатов и соды (26,1 млн т, -1,1%).

Правда, грузооборот в 2019 году остался на уровне 2601,3 млрд тарифных т-км, что на 0,2% ниже, чем за аналогичный период 2018-го. Это указывает на сохранение стабильности поступлений ОАО «РЖД» за перевозки за счет увеличения их дальности. Причем, судя по мнениям, собранным при опросах грузовладельцев, которые проводит журнал РЖД-Партнер в рамках Индекса качества услуг на железнодорожном транспорте, данный показатель движенцы на железных дорогах нередко накручивали путем выбора более длинного маршрута.

Просчеты маркетологов

Напомним, что еще в начале осени большинство участников рынка полагали, что погрузку ОАО «РЖД» по итогам прошлого года удастся удержать хотя бы на уровне 2018 года. В этом, во всяком случае, убеждали общественность маркетологи перевозчика. И только в октябре они осторожно скорректировали свой прогноз, предположив вероятность снижения погрузки на 0,5%.

При этом оставалась надежда, что декабрь оживит итоговую статистику по 2019 году. И железные дороги получили настоятельные указания позаботиться об этом.

Однако в дальнейшем сводки принесли разочарование – погрузка в последнем месяце прошлого года составила всего 106,7 млн т, что на 2% ниже позапрошлогоднего уровня. Это означало крах попыток внести коррекцию в итоговые результаты. Вероятно, особых идей по привлечению дополнительных объемов на сети в конце 2019-го так и не отыскали. Или не нашли общего языка с проявившими упрямство клиентами.

Тормозной экспорт

Одним из негативных факторов стала инертность экспортеров. Ноябрь в этом плане выдался не слишком удачным. И в декабре за рубеж было вывезено всего лишь 40,2 млн т грузов, что на 2,2% меньше, чем за аналогичный месяц 2018 года.

Это объясняет, почему вниз потянулась практически вся линейка ключевых номенклатур. Неприятным сюрпризом также стало декабрьское снижение погрузки минудобрений и железной руды, которые держали положительную динамику практически в течение всего прошлого года.

Исключение из данного тренда составили нефтепродукты, которых удалось благодаря предоставленным перевозчикам скидкам к тарифу отправить на экспорт в объеме 9,5 млн т (+10%). Высокую динамику показали также грузы в контейнерах – 1,8 млн т (+22,5%). С учетом заявленного потенциала российских экспортеров – негусто. Разумеется, подобный плюс не смог скомпенсировать итоговый минус.

В целом в декабре экспортеры дали железнодорожному перевозчику достаточно ясный сигнал: сложившиеся на сети условия и предлагаемые продукты не способствуют росту продаж российских товаров за рубеж. ОАО «РЖД» должно было проявить гибкость по отношению к экспортерам.

Однако вместо этого перевозчик, по-видимому, решил поступить иначе. Занять глухую оборону было несложно с учетом поддержки на уровне Минтранса и слабости рычагов влияния на политику РЖД, которые были оставлены Минэкономразвития.

Это означало, что в декабре РЖД остались в конце 2019 года при деньгах, а экспортеры – со своими проблемами. Поэтому, кстати, и январь текущего года вряд ли видится в этом плане переломным. Предварительные прогнозы под таки углом зрения неутешительны: особых стимулов для увеличения вывоза продукции по железным дорогам за рубеж у значительной доли предприятий попросту нет.

Стимулов ускорения не видно

Бизнес снижает обороты и о его затруднениях на сети не слышат. Отправлять больше грузов стало в сложившейся ситуации невыгодно. Соответственно, уверенности в позитивных тенденциях, по крайней мере зимой текущего года с погрузкой, на сети не ожидается.

Остаются, правда, надежды на внутреннее потребление. Впрочем, и они достаточно слабые – с учетом вялого потребительского спроса в конце 2019 года. Да и итоги декабря показали: в сложившейся системе координат на сеть удалось привлечь разве только дополнительные объемы стройгрузов и цемента.

Объемы погрузки последней номенклатуры подросли на внутреннем рынке в основном благодаря временному оживлению в сегменте строительства жилья. А прибавка по щебню объясняется довольно просто: в декабре прошлого года ОАО «РЖД» на 44,4% по сравнению с декабрем 2018-го увеличило перевозки балласта – то есть для собственных нужд.

Понятно, что это не то решение, которое могло бы стимулировать железнодорожную погрузку на внутреннем рынке. А значит, и в этом сегменте нет поводов ожидать рывка вверх, по крайней мере в первых месяцах 2020 года. Сложно давать оценку по объемам перевозок в теплом сезоне. Однако следует предположить положительную динамику в II полугодии 2020-го, прежде всего благодаря эффекту низкой базы за соответствующие месяцы 2019 года.

Более детально итоги 2019 года мы проанализируем в очередном номере журнала РЖД-Партнер.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
На ту же тему
РЖД-Партнер

РЖД планируют приобрести строительные компании в России и за рубежом

РЖД планируют приобрести строительные компании в России и за рубежом
"Российские железные дороги" (РЖД) заинтересованы в приобретении строительных компаний в России и за рубежом, сообщил журналистам заместитель генерального директора холдинга Андрей Старков, передает ТАСС.
РЖД-Партнер

Дальневосточная транспортная прокуратура смогла добиться проведения капитального ремонта железной дороги только через суд

Дальневосточная транспортная прокуратура смогла добиться проведения капитального ремонта железной дороги только через суд
О том, что участок железнодорожных путей в районе станции Высокогорная в Хабаровском крае не удовлетворяет требованиям безопасности, стало известно давно. Ванинский транспортный прокурор в ходе проверки установил, что вопреки требованиям федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации капитальный ремонт участка проведен вовремя не был.
РЖД-Партнер

Дед Мороз напомнил водителям Санкт-Петербурга о необходимости соблюдать правила пересечения железнодорожных переездов

Дед Мороз напомнил водителям Санкт-Петербурга о необходимости соблюдать правила пересечения железнодорожных переездов
18 декабря на железнодорожном переезде на Торфяной дороге вблизи платформы Старая Деревня Октябрьской железной дороги состоялась специальная акция «Дед Мороз на переезде». В преддверии новогодних праздников сказочный герой напомнил водителям автотранспортных средств о необходимости соблюдать правила пересечения железнодорожных переездов и о последствиях их нарушений.

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2020 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions

beylikduzu escort