• Ставка на полувагон
    1163
    -10.9 %
    руб./сут.
    апрель 2020
  • Индекс качества IV КВАРТАЛ 2019Г. - 65 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 77.73 0 EUR ЦБ РФ 85.74 0
    BTC 7156.47 usd BTC 547112.13 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
14.01.2020 14:30:35
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Декабрь подморозил железнодорожную погрузку

Обычно конец года для РЖД становился месяцем ударной работы: грузоотправители спешили отправить максимум грузов до того, как произойдет очередная индексация тарифов перевозчика. Однако в конце прошлого года впервые наблюдалась странная апатия: декабрь не только не улучшил итоговый результат работы сети, но и, наоборот, ухудшил сводные показатели.
Декабрь подморозил железнодорожную погрузку
Сеть снизила объемы погрузки по сводкам за 2019 год до 1,3 млрд т, что на 0,9% меньше, чем за предыдущий год. Упали отправки нефти и нефтепродуктов – до 232 млн т (-1,9%), каменного угля (372 млн т, -0,8%), черных металлов (73,8 млн т, -5,6%) и лома (14,7 млн т, -7,7%). Уменьшились перевозки лесных грузов (42 млн т, -8,1%), зерна (21,7 млн т, -20,1%), химикатов и соды (26,1 млн т, -1,1%).

Правда, грузооборот в 2019 году остался на уровне 2601,3 млрд тарифных т-км, что на 0,2% ниже, чем за аналогичный период 2018-го. Это указывает на сохранение стабильности поступлений ОАО «РЖД» за перевозки за счет увеличения их дальности. Причем, судя по мнениям, собранным при опросах грузовладельцев, которые проводит журнал РЖД-Партнер в рамках Индекса качества услуг на железнодорожном транспорте, данный показатель движенцы на железных дорогах нередко накручивали путем выбора более длинного маршрута.

Просчеты маркетологов

Напомним, что еще в начале осени большинство участников рынка полагали, что погрузку ОАО «РЖД» по итогам прошлого года удастся удержать хотя бы на уровне 2018 года. В этом, во всяком случае, убеждали общественность маркетологи перевозчика. И только в октябре они осторожно скорректировали свой прогноз, предположив вероятность снижения погрузки на 0,5%.

При этом оставалась надежда, что декабрь оживит итоговую статистику по 2019 году. И железные дороги получили настоятельные указания позаботиться об этом.

Однако в дальнейшем сводки принесли разочарование – погрузка в последнем месяце прошлого года составила всего 106,7 млн т, что на 2% ниже позапрошлогоднего уровня. Это означало крах попыток внести коррекцию в итоговые результаты. Вероятно, особых идей по привлечению дополнительных объемов на сети в конце 2019-го так и не отыскали. Или не нашли общего языка с проявившими упрямство клиентами.

Тормозной экспорт

Одним из негативных факторов стала инертность экспортеров. Ноябрь в этом плане выдался не слишком удачным. И в декабре за рубеж было вывезено всего лишь 40,2 млн т грузов, что на 2,2% меньше, чем за аналогичный месяц 2018 года.

Это объясняет, почему вниз потянулась практически вся линейка ключевых номенклатур. Неприятным сюрпризом также стало декабрьское снижение погрузки минудобрений и железной руды, которые держали положительную динамику практически в течение всего прошлого года.

Исключение из данного тренда составили нефтепродукты, которых удалось благодаря предоставленным перевозчикам скидкам к тарифу отправить на экспорт в объеме 9,5 млн т (+10%). Высокую динамику показали также грузы в контейнерах – 1,8 млн т (+22,5%). С учетом заявленного потенциала российских экспортеров – негусто. Разумеется, подобный плюс не смог скомпенсировать итоговый минус.

В целом в декабре экспортеры дали железнодорожному перевозчику достаточно ясный сигнал: сложившиеся на сети условия и предлагаемые продукты не способствуют росту продаж российских товаров за рубеж. ОАО «РЖД» должно было проявить гибкость по отношению к экспортерам.

Однако вместо этого перевозчик, по-видимому, решил поступить иначе. Занять глухую оборону было несложно с учетом поддержки на уровне Минтранса и слабости рычагов влияния на политику РЖД, которые были оставлены Минэкономразвития.

Это означало, что в декабре РЖД остались в конце 2019 года при деньгах, а экспортеры – со своими проблемами. Поэтому, кстати, и январь текущего года вряд ли видится в этом плане переломным. Предварительные прогнозы под таки углом зрения неутешительны: особых стимулов для увеличения вывоза продукции по железным дорогам за рубеж у значительной доли предприятий попросту нет.

Стимулов ускорения не видно

Бизнес снижает обороты и о его затруднениях на сети не слышат. Отправлять больше грузов стало в сложившейся ситуации невыгодно. Соответственно, уверенности в позитивных тенденциях, по крайней мере зимой текущего года с погрузкой, на сети не ожидается.

Остаются, правда, надежды на внутреннее потребление. Впрочем, и они достаточно слабые – с учетом вялого потребительского спроса в конце 2019 года. Да и итоги декабря показали: в сложившейся системе координат на сеть удалось привлечь разве только дополнительные объемы стройгрузов и цемента.

Объемы погрузки последней номенклатуры подросли на внутреннем рынке в основном благодаря временному оживлению в сегменте строительства жилья. А прибавка по щебню объясняется довольно просто: в декабре прошлого года ОАО «РЖД» на 44,4% по сравнению с декабрем 2018-го увеличило перевозки балласта – то есть для собственных нужд.

Понятно, что это не то решение, которое могло бы стимулировать железнодорожную погрузку на внутреннем рынке. А значит, и в этом сегменте нет поводов ожидать рывка вверх, по крайней мере в первых месяцах 2020 года. Сложно давать оценку по объемам перевозок в теплом сезоне. Однако следует предположить положительную динамику в II полугодии 2020-го, прежде всего благодаря эффекту низкой базы за соответствующие месяцы 2019 года.

Более детально итоги 2019 года мы проанализируем в очередном номере журнала РЖД-Партнер.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
На ту же тему
РЖД-Партнер

РЖД вынуждены идти на непопулярные меры, сокращая рабочий день

РЖД вынуждены идти на непопулярные меры, сокращая рабочий день
Решение о переходе на неполный рабочий день, которое, скорее всего, будет принято правлением ОАО «РЖД», коснется практически всех сотрудников компании. Для РЖД это не новая мера, а опыт 2008–2009 гг., когда также наблюдались кризисные явления в экономике и падение перевозок. Тогда президент компании и глава Роспрофжела открыто выступили перед коллективом компании и объяснили, что данная мера в первую очередь направлена на сохранение персонала. Альтернатива данной меры – сокращение штатов более чем на 10%. Тогда железнодорожники выбрали вариант сокращения фонда оплаты труда.
РЖД-Партнер

РЖД в марте снизили перевозки пассажиров в дальнем следовании на 20%

РЖД в марте снизили перевозки пассажиров в дальнем следовании на 20%
РЖД в марте 2020-го перевезли 6,5 млн пассажиров поездами дальнего следования, что на 19,9% меньше, чем годом ранее, говорится в сообщении холдинга.
РЖД-Партнер

Грузоотправители Северо-Кавказской железной дороги все чаще выбирают дистанционное взаимодействие

Грузоотправители Северо-Кавказской железной дороги все чаще выбирают дистанционное взаимодействие
В условиях борьбы с распространением коронавирусной инфекции Северо-Кавказская железная дорога призывает грузоотправителей более активно использовать цифровые сервисы для оформления договорных отношений с целью минимизации личных контактов.

Индекс цитирования

Copyright © 1998-2020 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions