В ближайшей перспективе тенденция по переключению нефтяных грузов только усилится. Так, уже завершается реализация ПАО «Транснефть» первого этапа проекта «Юг». Здесь в конце прошлого года уже началась пробная прокачка нефтепродуктов. В ближайшей перспективе ожидается переключение около 4 млн т с железнодорожного транспорта по маршруту от Волгограда до Новороссийска. Проектная же мощность всего проекта превышает 8 млн т. Подключение Комсомольского НПЗ к ВСТО-2 приведет к уходу в трубопровод ещё 6 млн т нефтяных грузов. Кроме того, ПАО «Транснефть» активно реализует проект по увеличению объемов транспортировки нефтепродуктопроводов в московский регион. При его реализации только 6 млн т авиакеросина в аэропорты столицы будет доставляться при помощи трубопроводного, а не железнодорожного транспорта. Также ожидается переключение более 5 млн т автобензина и более 3 млн т дизельного топлива.
С неизбежностью переключения нефтяных грузов на альтернативные виды транспорта соглашаются и сами железнодорожники. Так, согласно долгосрочной программе развития ОАО «РЖД» до 2025 года потери нефтегрузов могут составить около 15 млн т ежегодно. Рост грузовой базы на железнодорожном транспорте может быть вызван вводом новых мощностей по производству нефтяной и нефтехимической продукции, разработкой новых месторождений, выстраиванием системной работы по взаимодействию с ПАО «Транснефть», а также применением механизма тарифного коридора. Например, применение в прошлом году скидки на перевозки нефтяных грузов позволило ОАО «РЖД» привлечь с внутреннего водного транспорта около 1 млн т.