К отстою на путях общего пользования клиенты ОАО «РЖД» прибегают в вынужденном порядке. Например, когда по причинам технологического или коммерческого порядка получатели не могут принять весь объем пришедших под погрузку вагонов: это может быть и сгущенная подача порожних вагонов, и поломки оборудования на путях клиента, а также внезапные сложности c продажей готовой продукции. В таких случаях прибывшие под погрузку вагоны, которые нельзя разместить на путях, клиенты ставят на отстой на путях РЖД.
Таким образом, предложение ИПЕМ об увеличении ставок не создаст новые барьеры к закупке вагонов, а увеличит затраты грузоотправителей на обработку порожнего подвижного состава, ведь их проблемы с приемом и отправкой на свои пути вагонов никуда не денутся независимо от размера вагонного парка в стране.
Это решение направлено исключительно на повышение нормы прибыли ОАО «РЖД» за счет грузоотправителей и операторов. Хорошим фоном здесь служат массовые заявления перевозчика и ангажированных экспертов о все возрастающем парке вагонов.
Новые вагоны по-прежнему будут выпускаться, вытесняя с рынка перевозок грузовые вагоны с устаревшими характеристиками. Так это происходит на рынке перевозки угля. Лишние вагоны, то есть те вагоны, для которых не хватает грузовой базы, будут либо находиться в длительном отстое на путях необщего пользования, либо будут утилизированы, и решение о повышении ставок на отстой вагонов на инфраструктуре ни на что не повлияет.
А вот владельцы путей необщего пользования при повышении спроса на отстой вагонов поднимут свои ставки на данную услугу. Все расходы на отстой вагонов ложатся на операторов. И операторы вынуждены будут лишние вагоны, требующие дорогостоящего ремонта, досрочно утилизировать.