+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
17.04.2020 10:02:48
ЖД Транспорт / Мнения
РЖД-Партнер

Меры поддержки железнодорожной отрасли должны иметь стратегический государственный характер

Железнодорожный транспорт, как и отечественный транспортный комплекс в целом, – это не замкнутый на себе хозяйствующий субъект, пусть даже и принадлежащий к числу естественных монополий.
Меры поддержки железнодорожной отрасли должны иметь стратегический государственный характер
Это открытая, многоуровневая экономическая система, напрямую зависящая от экономического состояния потребителей транспортных услуг – грузоотправителей и грузополучателей. Именно их экономическое состояние, платежеспособный спрос в перемещении грузов, трудовых ресурсов определяет благополучие железнодорожной отрасли. Поэтому, ввиду возникших долгосрочных отрицательных макроэкономических тенденций, железнодорожный транспорт сегодня лишь отражает нынешнее положение дел, он выступает в качестве макроэкономического барометра.

Согласно официальным данным, на сети железных дорог уже сейчас фиксируется значительное падение объемов грузовых и пассажирских перевозок. Следовательно, доходная база сокращается, а постоянные затраты остаются прежними. Конечно, возникшие обстоятельства существенно затруднят не только развитие, в том числе реализацию инвестиционной программы, но и функционирование железнодорожного комплекса. Необходимо срочно корректировать стратегические планы реализации инфраструктурных проектов. В сложившихся обстоятельствах железнодорожный комплекс становится заложником складывающегося долгосрочного отрицательного экономического тренда.

При этом мы часто забываем, что совокупность участников рынка транспортных услуг представлена далеко неоднородными хозяйствующими субъектами. В публичном политическом пространстве под проблемами железнодорожного транспорта принято понимать, прежде всего, проблемы ОАО «Российские железные дороги». Но следует обратить внимание, что для того чтобы железнодорожная магистраль получила груз к перевозке, он должен зародиться на путях необщего пользования, на промышленном железнодорожном транспорте. И здесь действительно существует множество актуальных, специфичных проблем, присущих именно транспорту необщего пользования. Большинство из них возникли не сегодня, они имеют хронический характер.

К их числу стоит отнести критический уровень износа основных средств, недостаточный уровень в реализации единой технической политики, проблемы целевой подготовки кадров и др. В указанных обстоятельствах состояние отрасли железнодорожного транспорта действительно потребует повышенной концентрации внимания со стороны государственных регуляторов.

В нынешней экономической ситуации для минимизации снижения доходов и недопущения существенного снижения погрузки целесообразно принимать меры, связанные с экономическим оздоровлением сферы основных потребителей транспортных услуг. Сегодня явно недооцениваются возникающие в процессе государственного регулирования деятельности железнодорожного транспорта положительные экономические эффекты, в первую очередь эффект масштаба и масса иных мультипликативных и синергетических эффектов, способных возникать в смежных отраслях отечественной экономики.

Анализируя системные экономические эффекты, несложно прийти к выводу, что меры поддержки железнодорожной отрасли должны иметь стратегический государственный характер как меры поддержки эффективного макроэкономического регулятора. В этой связи действительно эффективными представляются такие меры косвенного государственного регулирования, как ослабление налогового бремени, в том числе в отношении предприятий транспорта необщего пользования. Указанные меры способны повлечь за собой значительные экономические эффекты в угледобывающей и металлургической отраслях отечественной экономики.

Это, в свою очередь, способно существенно сократить негативное влияние факторов падения уровня доходов и не допустить значительного снижения уровня погрузки на сети железных дорог России. И главное, любой кризис неминуемо заканчивается подъемом, а железнодорожный транспорт призван стать катализатором этого процесса.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions