а) до 01.04.2018 г. осуществить публичное раскрытие информации (за исключением информации, содержащей государственную тайну) в режиме реального времени о нахождении порожних полувагонов (доступных для заказа) на железнодорожных путях общего пользования с указанием оператора (-ов) указанного подвижного состава и его (их) контактных данных;
б) до 01.02.2018 г. разработать, согласовать с ФАС России, внедрить в работу ОАО «РЖД» и разместить на официальном сайте ОАО «РЖД» внутренний документ ОАО «РЖД», регламентирующий порядок доступа заинтересованных операторов железнодорожного подвижного состава на недискриминационных условиях к размещению на электронной торговой площадке «Грузовые перевозки» (ЭТП ГП) предложений по предоставлению полувагонов, обеспечить на недискриминационных условиях доступ операторов железнодорожного подвижного состава к размещению на ЭТП ГП предложений по предоставлению полувагонов;
в) до 01.02.2018 г. разработать внедрить в работу ОАО «РЖД» внутренний документ ОАО «РЖД», обеспечивающий реализацию системы экономических стимулов для операторов железнодорожного подвижного состава к размещению предложений по предоставлению полувагонов на электронной торговой площадке «Грузовые перевозки» по сравнению с иными способами подачи заявок на предоставление полувагонов;
г) до 01.04.2018 г. разработать и внедрить в работу ОАО «РЖД» систему учета (регистрации) сделок на предоставление полувагонов и систему автоматизированного расчета индексов цен (ставок) на услуги по предоставлению полувагонов в порядке, согласованном с ФАС России;
д) до 01.07.2018 г. разработать внутренний документ ОАО «РЖД», определяющий правила функционирования и план развития ЭТП ГП, а также порядок установления начальных цен на предоставление размещаемых на ЭТП ГП полувагонов.
Не ограничивает ли конкуренцию подобное решение ФАС? Для ответа на этот вопрос нужно посмотреть на ситуацию под другим углом зрения: сейчас важнейшая часть рынка покрыта завесой тайны – это ставки операторов. Как мы хотим, чтобы в эту сферу свободно приходили новые инвесторы или операторы расширяли свои парки, если важнейшая составляющая операторского бизнеса не поддается просчету, если операторы не стали активным участником рынка?
Другой вопрос еще – как грузоотправителям сегодня просчитывать возможность реализации груза с учетом железнодорожной перевозки? На электронных площадках, где можно заказать под перевозку автомобиль, такие ставки можно быстро узнать – а как быть с операторами?
ФАС делает то, что должна делать по закону: создает конфигурацию конкурентного рынка. Но чтобы такой рынок создать, необходимо для начала хотя бы знать, что и сколько на нем стоит! Крупным операторам следовало ранее позаботиться о корректном предоставлении данных в ФАС по стоимости своих услуг. В итоге их нелояльного поведения в отношении регулятора мы все – и крупные, и малые – имеем сегодня перспективу повышения своих расходов на порожний пробег. Нам не уйти от настоящей электронной коммерции и прозрачного формирования ставок, поэтому требуется сотрудничать с ФАС, а не прикрываясь псевдолиберальными ценностями, добиваться консервирования ситуации в сфере железнодорожных перевозок.