Любопытно, что опросы грузоотправителей не зафиксировали аналогичной динамики по параметру «стоимость услуг ОАО «РЖД». В исследовании отмечается: «По словам одного из грузоотправителей, принятые в стране меры борьбы с пандемией заставили предприятия пересмотреть условия продаж. А вот ОАО «РЖД» в сфере тарифов этого не сделало». Недостаточное использование тарифных инструментов в столь сложный период особенно подчеркивали те грузовладельцы, кто сравнивал действия РЖД с тактикой более гибких в ценообразовании операторских компаний. «Мы видим в поведении перевозчика и рыночного операторского сегмента несоответствие, которое выражается в том, что рынок адекватно реагирует на сложившуюся ситуацию, а РЖД – нет».
Таким образом, повторяется ситуация кризиса 2009 года, продемонстрировавшая отличие в поведении рыночных игроков и монополиста. Напомню, что в 2009-м парк вагонов независимых собственников составлял примерно 42% от общего количества, а остальное были вагоны ОАО «РЖД» и дочерних обществ. В 2009 году операторские компании оперативно снизили свои ставки, а РЖД – нет, в результате при общем снижении по итогам года погрузки на 15%, а грузооборота на 12% по сравнению с уровнем 2008-го погрузка в парке РЖД снизилась сильнее, чем в парке независимых собственников.
Сегодня грузоотправители в интервью сообщают, что операторы снижают цены так, как диктует рыночная логика, то есть интенсивнее ОАО «РЖД», которое, впрочем, тоже предоставило ряд скидок к тарифу, о чем ранее писал РЖД-Партнер. Это наводит на размышления, что спад погрузки и грузооборота мог бы быть существенно больше, если бы не существовало рыночного сегмента, состоящего из частных операторов.
Что же касается показателя удовлетворенности наличием вагонов нужного типа в необходимом количестве, то с учетом профицита вагонов на сети, и прежде всего полувагонов (величина профицита различными участниками рынка и экспертами оценивается по-разному и в зависимости от используемой методики может составлять от 40 до 110 тыс. ед.), вполне логично, что и грузоотправители ощущают этот избыток. Именно этим и объясняется рост данного показателя по сравнению с прошлым годом.