+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
10.08.2020 15:40:58
ЖД Транспорт / Мнения
РЖД-Партнер

Без рыночного сегмента спад погрузки в II квартале мог бы быть существенно больше

Если по отношению к предыдущему кварталу текущего года общая величина Индекса качества в II квартале не изменилась (при этом оценки по отдельным показателям где-то немного подросли, а где-то немного уменьшились), то к аналогичному периоду прошлого года заметно изменение по трем важнейшим параметрам. Оценка удовлетворенности стоимостью услуг компаний-операторов выросла на 12 баллов (с 49 до 61). Удовлетворенность наличием вагонов нужного типа в необходимом количестве выросла на 11 баллов (с 66 до 77). Оценка грузоотправителями соблюдения сроков доставки также выросла на 11 баллов (с 58 до 69).
Без рыночного сегмента спад погрузки в II квартале мог бы быть существенно больше
Оценка уровня ставок операторов в этой ситуации вполне объяснима. Понижающая динамика ставок на предоставление, например, полувагонов наблюдается и весь 2019 год, и первую половину 2020-го, причем если в январе – марте тенденция к снижению была относительно плавной, то в апреле – июне она даже несколько усилилась (на фоне кризисных явлений в экономике, сказавшихся на динамике грузовой базы). Абсолютные значения в разных источниках приводятся различные, но тенденция и динамика у всех совпадают.

Любопытно, что опросы грузоотправителей не зафиксировали аналогичной динамики по параметру «стоимость услуг ОАО «РЖД». В исследовании отмечается: «По словам одного из грузоотправителей, принятые в стране меры борьбы с пандемией заставили предприятия пересмотреть условия продаж. А вот ОАО «РЖД» в сфере тарифов этого не сделало». Недостаточное использование тарифных инструментов в столь сложный период особенно подчеркивали те грузовладельцы, кто сравнивал действия РЖД с тактикой более гибких в ценообразовании операторских компаний. «Мы видим в поведении перевозчика и рыночного операторского сегмента несоответствие, которое выражается в том, что рынок адекватно реагирует на сложившуюся ситуацию, а РЖД – нет».

Таким образом, повторяется ситуация кризиса 2009 года, продемонстрировавшая отличие в поведении рыночных игроков и монополиста. Напомню, что в 2009-м парк вагонов независимых собственников составлял примерно 42% от общего количества, а остальное были вагоны ОАО «РЖД» и дочерних обществ. В 2009 году операторские компании оперативно снизили свои ставки, а РЖД – нет, в результате при общем снижении по итогам года погрузки на 15%, а грузооборота на 12% по сравнению с уровнем 2008-го погрузка в парке РЖД снизилась сильнее, чем в парке независимых собственников.

Сегодня грузоотправители в интервью сообщают, что операторы снижают цены так, как диктует рыночная логика, то есть интенсивнее ОАО «РЖД», которое, впрочем, тоже предоставило ряд скидок к тарифу, о чем ранее писал РЖД-Партнер. Это наводит на размышления, что спад погрузки и грузооборота мог бы быть существенно больше, если бы не существовало рыночного сегмента, состоящего из частных операторов.

Что же касается показателя удовлетворенности наличием вагонов нужного типа в необходимом количестве, то с учетом профицита вагонов на сети, и прежде всего полувагонов (величина профицита различными участниками рынка и экспертами оценивается по-разному и в зависимости от используемой методики может составлять от 40 до 110 тыс. ед.), вполне логично, что и грузоотправители ощущают этот избыток. Именно этим и объясняется рост данного показателя по сравнению с прошлым годом.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions