Уточним, что, по информации Министерства сельского хозяйства РФ, на 6 ноября 2020 года было собрано 135,1 млн т зерна при обработке 97,7% площади. Кроме того, рекордный урожай дали Поволжье и Центральная Россия, из которых транспортировать зерно удобнее по железной дороге. Показатели здесь выросли на 60%, в то время как на Юге, в регионах, близких к портам, произошло снижение урожайности на 30%.
Александр Мамонов отмечает, что каких-либо особенностей или трудностей в связи с увеличенным спросом на погрузку зерна нет.
«Единственное, что можно обозначить, – это образование небольших очередей на пунктах выгрузки. В целом работаем в штатном режиме», – подчеркивает собеседник.
Он рассказал, что несмотря на то, что компания «Мосрегионтранс» специализируется на перевозках внутри России, в этом году лидирующим направлением на экспорт стали страны Прибалтики, куда поставляются пшеница и лен.
«Пандемия почти не сказалась на нашей работе, ведь зерно поставляется при любых условиях. Возможно, были единичные случаи весной, когда в городах и странах действовали пропускные режимы, но эти ситуации разрешались быстро», – сообщил Мамонов.
Он подчеркнул, что несмотря на увеличение показателей погрузки, к весне-лету 2021 года следует ожидать сезонный спад.
«Это наблюдается каждый год. К весне почти все зерно будет распределено, а нового урожая надо подождать. Единственное, что мы обычно грузим в указанный период, это круглогодичные культуры, например солод», – заключил Мамонов.
Высокий урожай зерна и его влияние на рынок грузоперевозок отмечают и в Российском зерновом союзе.
«Масштабный экспорт. В первую очередь именно экспортный рост служит причиной увеличения погрузки», – подчеркивает вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут.
Согласно данным аналитического центра АО «Русагротранс», с 1 июля 2020 года Россия уже экспортировала 19,3 млн т зерна, что на 2 млн больше, чем в аналогичный период 2019-го. Также расширилась и география транспортировки зерновых культур. Например, впервые с 2018 года произошла поставка российской пшеницы в Южную Корею.
Однако, по мнению Корбута, важную роль в выборе железнодорожного транспорта для транспортировки зерна сыграл меморандум, который вступил в силу 15 сентября 2020 года. Документ регулирует автоперевозки и не допускает перегрузов транспорта. Зерновые терминалы теперь обязаны отказывать в выгрузке автомобилям, если масса превышает допустимую более чем на 2%. Ранее руководитель аналитического центра АО «Русагротранс» Игорь Павенский озвучивал, что допустимая масса зерна в грузовике с прицепом не должна превышать 25 т. По факту компании перевозили по 45–50 т зерна, что значительно удешевляло процесс, но при этом нарушало законодательство.
«Разумеется, что после принятия меморандума и контроля в сфере автомобильных перевозок цены на транспортировку зерна увеличились. В этом плане железная дорога выгоднее», – заключил Корбут.