• Ставка на полувагон
    1486
    -9.9 %
    руб./сут.
    февраль 2020
  • Индекс качества IV КВАРТАЛ 2019Г. - 65 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 63.77 0.46 EUR ЦБ РФ 69.09 0.47
    BTC 10079.85 usd BTC 643195.23 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
24.01.2020 16:57:00
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

РЖД помогут первому вице-премьеру найти баланс между собираемостью и расходованием бюджетных средств

Курировать транспортный блок нового правительства будет первый заместитель председателя Андрей Белоусов, который также сосредоточит в своих руках контроль над его экономическим и финансовым блоками. О значении этого решения для транспортной отрасли мы разговариваем с председателем Экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павлом Иванкиным.
РЖД помогут первому вице-премьеру найти баланс между собираемостью и расходованием бюджетных средств
 Павел Анатольевич, мы видим, что сфера ответственности нового первого вице-премьера довольно широка. Тут Минтранс, Минфин, Минэкономразвития, налоговая, таможенная службы и так далее. Какие задачи внутри деятельности правительства должно решать такое распределение полномочий?

– Есть позитивный момент в том случае, когда в одних руках концентрируется большая власть. Например, все прекрасно понимают, что есть решения, которые требуют длительного согласования в правительстве. Когда есть единый куратор, который может оперативно их согласовать, – это неплохо.

В последние несколько лет аппарат правительства уделял очень много времени согласованию нормативно-правовых актов между ведомствами. Это очень сложный процесс. Тем более когда его курируют несколько вице-премьеров. Ситуация была патовая, и аппарат правительства должен был принимать жесткие административные меры для согласования. Когда этот процесс будет в одних руках, под кураторством одного вице-премьера, то вполне возможно, что это обеспечит прохождение необходимых для правительства решений более быстро.

Тем более что блоки, которые подчиняются А. Белоусову, по большей части ключевые для национальных проектов, связанных с транспортом. В рамках нацпроекта по развитию инфраструктуры нахождение в одних руках всех необходимых ведомств позволяет решать многие вопросы более оперативно в рамках согласительного совещания у первого вице-премьера. Думаю, его аппаратного веса вполне хватит для того, чтобы примирить возможные разногласия и принять необходимые меры для решения конкретных вопросов.

 Можно ли ожидать назначения А. Белоусова председателем совета директоров ОАО «РЖД»?

– Это очень интересный вопрос, возможные решения которого представляют собой развилку. Совет директоров монополии могут возглавить как Андрей Белоусов, так и министр транспорта Евгений Дитрих.
Если председателем становится А. Белоусов, то он вынужден будет отстаивать интересы госкомпании. При принятии решений его позиция будет, так сказать, предвзятой. Конечно, для самого ОАО «РЖД» иметь такого председателя совета директоров очень неплохо. Это касается и вопроса индексации тарифов, и реализации инфраструктурных проектов в рамках РЖД.

Но при этом его пост первого вице-премьера, курирующего экономический блок, может заставить его в каких-то случаях возвышаться над существующей общностью позиций между монополией и Минтрансом. Полагаю, по логике вещей он будет вынужден поступать в противовес имеющейся связке между ними. Потому что руководство Минэкономразвития сумеет воспользоваться административным ресурсом, при котором курирующий министерство вице-премьер еще и является председателем совета директоров ОАО «РЖД». А позиции Минэкономразвития и позиции ОАО «РЖД» и Минтранса часто находятся по разные стороны баррикад.

Должность председателя совета директоров может быть интересной и для реализации экономических планов самого А. Белоусова. В частности, для изъятия сверхприбылей промышленности в пользу бюджета страны.

 Разве проблема наполняемости бюджета сегодня стоит настолько остро? Скорее у нас наблюдается проблема с освоением выделенных средств.

– Дело не в этом. По характеру своей прежней работы А. Белоусов отвечал именно за наполняемость бюджета, а не за освоение средств. Помните его позицию, озвученную несколько лет назад, во время работы в администрации президента, о том, что он считает правильным найти инструменты, которые позволят изымать дополнительную прибыль, полученную промышленными компаниями России, как это сделано через налоговый маневр в нефтяной отрасли? Есть некий «справедливый» объем прибыли, например 3%, а если прибыль становится слишком высокой, то она должна быть изъята в пользу государства. Сегодня он может получить возможность реализовывать эти идеи через деятельность ОАО «РЖД». Например, через ввод дополнительных тарифных коэффициентов для определенных отраслей промышленности. А уже потом в виде дивидендов забрать эти деньги в бюджет государства.
  
 То есть Вы считаете, что данное назначение вызвано стратегией по увеличению наполняемости бюджета и контролю государства за доходами буквально всех отраслей промышленности?

– Да, именно так. Хотя реализация может быть разной. Можно выводить деньги в бюджет и возвращать их в ОАО «РЖД» в виде инвестиционных программ, а можно обосновать освоение этих денег внутри монополии. Но то, что ОАО «РЖД» может стать эффективным механизмом сбора денег с промышленности страны, это очевидно. И то, что А. Белоусов решил оставить транспорт в своих руках, косвенно подтверждает эту идею.

Что касается освоения выделенных из бюджета средств на национальные проекты, то ситуация 2019 года была просто ужасающей. В бюджете осталось огромное количество нераскассированных средств. Полагаю, что первый вице-премьер будет искать баланс между сбором и освоением средств. Потому что ответственность за реализацию национальных проектов тоже легла на его плечи.

 А если совет директоров возглавляет министр транспорта?

Полагаю, для рынка, да и для правительства это более невыгодная ситуация. В таком случае все решения на уровне ОАО «РЖД» – совет директоров – Минтранс будут принимать единогласно, а министерство станет откровенным лоббистом инициатив руководства госкомпании. Оспорить их решения можно будет только на уровне правительства, того же А. Белоусова, который становится арбитром между бизнес-сообществом и сложившимся триумвиратом. Это будет создавать дополнительные точки напряжения, которые можно было бы решить еще на уровне совета директоров (в случае если его председателем является А. Белоусов) и не выводить конфликт в публичное поле.

 Когда может пройти процедура назначения нового председателя совета директоров ОАО «РЖД»?

– Есть два варианта. Это может быть сделано оперативно, в течение недели. Для этого нужно распоряжение правительства о том, что из совета директоров уходит Максим Акимов, а назначается, например, Андрей Белоусов. Если говорить о плановой ротации, то она должна пройти в июне.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
На ту же тему
РЖД-Партнер

Ключ к развитию экономики – транспортная инфраструктура

Ключ к развитию экономики – транспортная инфраструктура
Сегодня исполняется 80 лет со дня рождения профессора ФГБОУ ВО ПГУПС, председателя совета кластера «РосМаглев» Анатолия Зайцева. Он хорошо известен в железнодорожных кругах. В свое время А. Зайцев возглавлял Октябрьскую железную дорогу (ОЖД), а позднее – Министерство путей сообщения (МПС). Сегодня юбиляр по-прежнему в строю. Он борец за эффективность перевозок грузов и пассажиров, сторонник развития инновационных транспортных систем. Мы встретились с А. Зайцевым накануне юбилея.
РЖД-Партнер

Лизинг подвижного состава: коррекция не приговор

Лизинг подвижного состава: коррекция не приговор
Рост лизингового рынка неизбежно замедляется вплоть до стагнации после 3 лет ощутимого роста. Антирекорды показывают сферы, которые ранее были ключевыми драйверами развития. Сильнее всего статистику тянут вниз железнодорожный и авиационный транспорт. Об актуальном состоянии рынка лизинга подвижного состава РЖД-Партнер поговорил с коммерческим директором ГК "ВТБ Лизинг" Евгением Татариновым.
РЖД-Партнер

Риски окружают оператора со всех сторон

Риски окружают оператора со всех сторон
2019 год стал непростым для операторов железнодорожного подвижного состава: резкий рост цен на детали и обслуживание произошел на фоне падения ставки аренды из-за профицита вагонов на сети. В 2020-м эксперты ожидают постепенного восстановления баланса с точки зрения затрат на эксплуатацию, но радоваться пока рано – падать будут не только расходы, но и доходы. Об основных тенденциях мы поговорили с директором по эксплуатации и содержанию вагонного парка Первой грузовой компании Владимиром Зверевым.

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2020 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions

beylikduzu escort