• Ставка на полувагон
    1800
    12,5 %
    руб./сут.
    Ноябрь 2022
  • Индекс качества III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 70.34 0 EUR ЦБ РФ 75.66 0
    BTC 17272.1 usd BTC 1232018.89 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
15.06.2020 11:35:49
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Реализация проекта модернизации Восточного полигона должна рассматриваться комплексно

Президент РФ по итогам совещания по вопросам развития транспорта 7 мая 2020 года поручил выделить ОАО «РЖД» в 2020 году 60,5 млрд руб. из ФНБ на реализацию проекта по развитию железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба, в том числе 30,5 млрд, предусмотренных на 2021 год в ФНБ на указанные цели. Насколько изменение объема инвестиций коррелирует с реальными возможностями РЖД по развитию Восточного полигона, РЖД-Партнеру рассказал заместитель директора Центра экономических исследований инфраструктурных отраслей РАНХиГС Дмитрий Агафонов.
Реализация проекта модернизации Восточного полигона должна рассматриваться комплексно
 Дмитрий Валентинович, как Вы оцениваете необходимость переноса инвестиций? Насколько это необходимо в нынешних условиях?

– Реализация инвестиционного проекта по масштабной модернизации Восточного полигона несет в себе мультипликативный эффект национального уровня. Сегодня в Азиатском регионе сконцентрированы привлекательные рынки сбыта металлов, минеральных удобрений, энергетического угля и зерновых культур. Ожидаемый рост объема грузовых перевозок в направлении перспективных рынков сбыта, по оценкам РЖД, составляет порядка 180–200 млн т. С точки зрения экономической теории строительство объектов инфраструктуры рассматривается как долгосрочные инвестиции в пространственное развитие территории. Это особенно важно по отношению к Дальнему Востоку.

Безусловно, новая мощность транспортной артерии нашей страны положительно скажется на социально-экономическом положении регионов, где проходит железнодорожная инфраструктура Восточного полигона. Увеличение грузопотоков, строительство нового жилого фонда, объектов социальной инфраструктуры может оказать положительный эффект на рынок труда и рост объемов ВРП до 5–7% южных регионов Дальнего Востока.

При реализации инвестиционного проекта РЖД находятся в сильной зависимости от исполнения договорных обязательств подрядными организациями, выполняющими комплекс технических и строительных работ. За счет пересмотра договорных отношений по ряду подрядных организаций монополия в 2019 году была вынуждена перераспределить в рамках собственной инвестиционной программы предусмотренные средства на уровне 100 млрд руб. с проекта Восточного полигона на закупку новых локомотивов, предназначенных для осуществления грузовых перевозок.

Таким образом, помимо РЖД, в данной ситуации справедливо говорить о реальных возможностях и резервах всей нашей экономики. Выход на проектную мощность загрузки железнодорожной сети Восточного полигона позволит с уверенностью рассчитывать на мировое перераспределение грузопотоков и дополнительный вклад в рост российского ВВП в размере 1–2%. Поэтому реализация проекта модернизации Восточного полигона должна рассматриваться комплексно, а не дистанцированно только по РЖД.

 Достаточно ли будет дополнительного финансирования для завершения работ в срок?

– Практика реализации таких крупных инвестиционных проектов, в которые заложены национальные интересы, свидетельствует о довольно частом пересмотре объемов и, соответственно, источников финансирования. В любом случае сложившийся негативный фон в экономике потребует от РЖД более взвешенного и детального технико-экономического обоснования необходимости увеличения финансирования. В условиях, когда проект модернизации Восточного полигона курируется высшим политическим руководством страны, справедливо говорить о пересмотре сроков реализации, а не о сокращении или увеличении финансирования.

Плановый объем финансирования инвестиционного проекта по увеличению пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей в период 2019–2023 гг. составляет порядка 700 млрд руб. Это более 50% от суммарного финансирования проектов в рамках федерального проекта «Железнодорожный транспорт и транзит».

На наш взгляд, в случае отсутствия негативных тенденций в национальной экономике, способных в том числе оказать свое значительное влияние на ключевые показатели работы РЖД, существующий плановый к 2024 году уровень финансирования можно назвать экономически обоснованным. В случае необходимости у РЖД, а также проектов развития всей транспортной системы России, существуют резервы по перераспределению финансирования в зависимости от государственных приоритетов в рамках утвержденной инвестиционной программы.

 На Ваш взгляд, какие другие финансовые механизмы (кроме выпуска облигаций, например) могут быть применены при сокращении инвестпрограммы РЖД для достижения поставленных задач по реализации программы развития Восточного полигона?

– На 2019 год инвестпрограмма оценивалась в размере 682 млрд руб., в том числе 550 млрд руб. собственных средств компании. В 2020 году ожидаемо возрастет роль государственной поддержки за счет средств ФНБ. В условиях применяемого в отношении основного вида услуг РЖД (грузовых перевозок) государственного тарифного регулирования существующие механизмы финансирования инвестиционной программы являются оптимальными.

Мировой опыт показывает схожесть механизмов финансирования инвестиционных программ предприятий железнодорожного транспорта, особенно в условиях наличия государственного тарифного регулирования. К примеру, в 2019 году железные дороги Германии и правительство достигли соглашения по инвестированию €86,2 млрд в объекты железнодорожной инфраструктуры в период 2020–2029 гг. Это в 2 раза превышает объем финансирования в предыдущее десятилетие.

Среди перспективных форм финансирования инвестпрограмм РЖД следует выделить сделки государственно-частного партнерства: успешный опыт накоплен в автодорожном хозяйстве. Также можно рассмотреть инвестиционные гранты, которые нашли широкое применение при финансировании инвестпрограмм железнодорожной инфраструктуры в Германии и Великобритании.

Подготовила Наталья Гусаченко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание вагонов
    За последние годы российский рынок вагоноремонта существенно изменился, став преимущественно частным бизнесом. Каковы были основные события в этой сфере в текущем году, что будет с производством и локализацией кассетных подшипников и ждать ли роста выпуска парка инновационных вагонов, а также как цифровые технологии могут помочь участникам рынка бороться с контрафактом и сэкономить время, обсуждали на деловом семинаре «Ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание вагонов», организованном журналом «РЖД-Партнер». По итогам мероприятия подготовлен специальный проект, с которым вы можете ознакомиться по ссылке.
  • Перевозки зерна и удобрений
    Погрузка и зерновых, и удобрений на сети РЖД в этом году снижается. Рекордный урожай зерновых заставил предприятия всерьез задуматься о дефиците мощностей для их хранения, число компаний-экспортеров сократилось, состав крупнейших покупателей изменился, а перевозчики испытывают большие логистические трудности. С перевозками удобрений тоже все непросто: из-за геополитической ситуации российский экспорт в западном направлении снижается, а попытки переориентироваться на восток сопряжены с увеличением расходов. 25 октября 2022 года на сайте журнала РЖД-Партнер опубликован специальный проект, посвященный перевозкам зерна и удобрений.
  • Перевозки скоропортящихся грузов
    Несколько лет назад на сети РЖД изменились правила перевозок скоропорта. Тем не менее, по данным экспертов, каждый второй скоропортящийся груз по-прежнему везется с нарушениями температурного режима. То, как исправить эту ситуацию и нужен ли для этого новый закон «О непрерывной холодильной цепи», а также в каком состоянии сегодня находится парк для перевозок скоропорта и холодильные мощности в портах, обсуждали участники семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного редакцией журнала «РЖД-Партнер». Подробности - в нашем специальном проекте.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2023 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions