– Сергей Николаевич, для чего был подписан меморандум? Какова его главная цель?
– Этот документ не является юридическим, как, скажем, межправительственное соглашение. Но он фиксирует то, к чему уже пришли стороны и о чем уже договорились. Меморандум нужен, чтобы иметь какую-то отправную точку на данном этапе, определить намерения сторон и в целом отношение к этому проекту.
Учитывая, что эта железнодорожная линия располагается на территории Словакии и Австрии, важнейшими участниками, конечно, являются, Словакия и Австрия.
Россия выступает в роли катализатора и инициатора проекта. Мы решаем для себя важную задачу: из технологического перевозочного процесса исключается одна очень дорогостоящая операция – перегруз из вагона с шириной колеи в 1435 мм в вагон с шириной колеи 1520 мм.
Таким образом, снижается стоимость 1 т для грузовладельцев и ускоряется процесс перевозки. В сегодняшних реалиях, когда Российские железные дороги борются за транзит контейнеров, за ускорение продвижения – «Транссиб за 7 суток», мы, конечно, повышаем их конкурентоспособность. И это очень дорогого стоит с точки зрения и дополнительных объемов перевозок, и дополнительных доходов от этих перевозок. Россия, конечно, заинтересована в этом проекте. Такие же эффекты получает и Украина
– Но Украина этот меморандум не подписала…
– Представители Украины принимают активное участие в обсуждении проекта. Они состоят в четырехсторонней рабочей группе (Россия, Украина, Австрия, Словакия. –
Прим. авт.). Также они входят в совместное предприятие четырех стран – Breitspur Planungsgesellschaft mbH.
Представитель Украины и присутствует в совете директоров, и участвует в обсуждении и исследовании вопросов, связанных с эффективностью и целесообразностью строительства этой линии.
Другое дело, что они (Украина. –
Прим. авт.) по политическим мотивам, видимо, ограничены в своих действиях и высказываниях, в участии в публичных мероприятиях, таких как конгресс, например. Но на уровне специалистов контакт вполне нормальный.
– Есть ли риски отказа Украины от участия в проекте?
– Риски всегда есть. Но мы живем в условиях рыночной экономики, которая подразумевает зарабатывание денег и частными предпринимателями, и любыми организациями.
«Укрзализныця» получает деньги в основном за счет перевозки. Откажется ли какая-либо железная дорога от дополнительных доходов? Пусть хоть какие политические проблемы существуют, но если это не переходит в жесткую конфронтацию, когда коммерция уже не имеет значение, Украина заинтересована в дополнительных объемах транзитных перевозок.
Конечно, могут быть какие-то кратковременные явления – забастовка, перекрытие движения поездов, но все равно эти проблемы долго не могут существовать. Нам нельзя терять те темпы, которые есть с точки зрения изучения целесообразности строительства этой линии.
– На каком этапе сейчас находится проект?
– Сейчас идет подготовительный процесс – предпроектная стадия. Исследуется проект, целесообразность строительства этой железнодорожной линии, показываются риски и эффекты для каждой страны: экологические, финансовые, социальные. Смысл данного этапа – получить официальное разрешение на дальнейшее проектирование и строительство этой линии на территории республик. Его должны дать правительства Австрии и Словакии. Украина в этой работе, может быть, особо инициативы не проявляет, но они работают, изучают, согласовывают.
– Определен ли источник финансирования?
– Сейчас разговаривать с банками, с финансовыми учреждениями государств Словакии, Австрии, Украины или России бессмысленно чисто по формальным соображениям. Я имею в виду до того момента, пока не будет получено это официальное разрешение.
– Можете назвать примерные сроки получения разрешения?
– Точно не могу сказать, но полагаю, что это произойдет в 2019 году. Кроме того, еще должны пройти общественные слушания. И нужно учитывать, что действуют жесткие требования государств с точки зрения влияния на окружающую среду. Потому что в некоторых местах дорога проходит близко к населенным пунктам или природным заказникам, охраняемым государством.
Также решается вопрос о снижении стоимости строительства. Пока проект оценен в достаточно большую сумму – почти €6,5 млрд. Это много для 400-километровой линии.
Согласно тем срокам, которые существуют в регламентах, мы полагаем, что это должно произойти в 2019 году.
Беседовала Наталья Гусаченко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.