Ожидается, что эти средства будут использованы для закупки техники в рамках утвержденной инвестиционной программы РЖД на 2020 год. Срок исполнения предложения – май 2020 года. Эта мера направлена на сохранение более 10 тыс. рабочих мест на заводах – производителях железнодорожной техники, а также для получения налоговых выплат объемом 25 млрд руб. в бюджеты всех уровней, говорится в предложении ведомства.
Напомним, что в начале 2020 года планировалось приобрести 640 единиц тяговой техники. РЖД планируют закупить около 140 электровозов у "Синары", 25 маневровых локомотивов ТЭМ14 у Людиновского завода, оставшуюся часть, в том числе 121 новый электровоз 3ЭС5К, холдинг приобретет у "Трансмашхолдинга" (ТМХ). При этом для работы на Восточном полигоне компания закупает локомотивы производства ТМХ, так как компания имеет там развитую сеть сервисных центров. Ранее сообщалось, что всего РЖД планируют закупить 5,9 тыс. локомотивов до 2025 года.
Процент износа
Существующий на данный момент износ магистрального парка тяги составляет более 50%. В период с 2009 по 2019 год ОАО "РЖД" закупило около 6 тыс. новых локомотивов, что позволило значительно снизить процент износа тягового подвижного состава. Однако до 2025-го необходимо приобрести до 7 тыс. новых локомотивов, то есть ежегодно обновлять парк более чем на 1 тыс. ед. Текущие закупки монополии составляют в среднем 500–700 ед. в год, что ниже, чем необходимо, и просто поддерживают систему.
Это значит, что существующая проблема нехватки тяги для повседневной грузовой работы сети не будет до конца решена, так как требуется постоянное списание старых локомотивов, которые большую часть времени находятся в ремонте. "То есть нынешний объем покупок не увеличивает парк, а просто позволяет его поддерживать на том же уровне, что и в 2011–2012 гг.", – комментируют ситуацию источники в РЖД.
Производители тяговой техники ("Синара" и ТМХ), а также профильные организации, в частности ИПЕМ, отказались от комментариев по данной инициативе.
Инфраструктура снова в минусе
С другой стороны, участники рынка уже давно говорят, что закупки техники на деньги налогоплательщиков являются неразумным расточительством бюджета в ущерб развитию инфраструктуры. "Несколько лет назад Совет потребителей по вопросам деятельности РЖД, созданный при комиссии вице-премьера Аркадия Дворковича, рассматривал вопрос о развитии частной локомотивной тяги. Один из основных аргументов, заключался в том, что перекладывание закупки грузовых магистральных локомотивов на частные компании позволит РЖД часть своих расходов переключить на развитие инфраструктуры, о дефиците которой активно пишут все исследователи и эксперты последние годы", – указывает эксперт Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ, к. э. н. Фарид Хусаинов. В операторском бизнесе придерживаются аналогичного мнения. "Объемы погрузки падают, с каждым днем все больше вагонов отставляется от движения. На рынке – профицит подвижного состава. В этих условиях очевидно, что нынешний парк локомотивов не будет задействован в полном объеме. При этом у РЖД системные проблемы с инфраструктурой, модернизацией Восточного полигона", – указывают в бизнес-сообществе. В этих условиях, считают перевозчики, данные средства уместнее было бы направить на расшивку узких мест и обеспечение бесперебойного движения поездов.
Удачным примером реализации такой политики может стать вагоностроение, которое успешно развивается за счет частного капитала. По мнению эксперта, государство должно инвестировать только в те сферы, которые не интересны частным инвесторам. Или туда, где только частных инвестиций недостаточно. "Если государство инвестирует куда-то, выталкивая частных инвесторов, то существует две опасности. Во-первых, это стимулирует уменьшение частных инвестиций и ведет к выводу капитала в другие страны. А второе – у властей возникнет дефицит инвестиций в тех сегментах экономики, куда никто, кроме государства вкладываться не хочет. В обоих случаях это приводит к общему снижению финансирования и гарантированно снижает темпы экономического роста в стране", – заключает Ф. Хусаинов.