С иностранным участием
Ход создания подвижного состава обсуждался участниками ПМЭФ-2025 на профильных сессиях.
«На самом деле международная кооперация будет у нас присутствовать. Как известно, производителей такого поезда с такими скоростями можно посчитать по пальцам одной руки – те страны, которые обладают этими компетенциями. Они все активно кооперируются друг с другом, это нормальная международная практика», – заявил президент Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей Дмитрий Пумпянский.
Зарубежных партнеров он не назвал, сказав, что это дружественные государства.
То, что будут привлечены иностранные комплектаторы, – абсолютно нормально, соглашается председатель совета директоров «Синара – транспортные машины» Александр Мишарин.
«В мире всегда существует международное сотрудничество. Надо всегда быть откровенными и профессиональными. А второе, что важно, это дает хорошие перспективы для экспорта. Мы это тоже должны для себя закладывать, мы сразу должны себя сравнивать с тем [мировым] рынком, который существует сегодня», – подчеркнул представитель СТМ.
Самое главное, добавил он, вся документация на создаваемый подвижной состав и интеллектуальная собственность должны принадлежать России. «Надо ее вовремя оформить на себя», – отметил А. Мишарин.
ВСМ как клуб избранных
В то же время отечественные производители стараются максимально повышать свое присутствие в проекте ВСМ. Сегодня с главным изготовителем «Уральскими локомотивами» формируется целый кластер поставщиков компонентов для подвижного состава. Это более 150 российских предприятий, уточнил А. Мишарин.
В числе серьезных задач, проинформировал Д. Пумпянский, инженерами-конструкторами, научными институтами и комплектаторами решен вопрос по разработке двухсистемного тягового привода.
Как уже сообщал РЖД-Партнер, к июлю «Уральские локомотивы» планируют получить сертификат на скоростной электропоезд ЭС105 «Финист», предназначенный для эксплуатации на путях, электрифицированных как постоянным, так и переменным током.
Поскольку предполагается, что высокоскоростное движение будет действовать не только между Санкт-Петербургом и Москвой, но и на других направлениях с разными родами тока, такая разработка актуальна и для ВСМ-поезда.
«Надо, чтобы мы ехали с эксплуатационной скоростью 360 км/ч (до 400 км/ч – экспозиционная скорость), и при этом пассажиры не чувствовали никакого дискомфорта. Такой двухсистемный тяговый привод есть в 2–3 странах мира», – обратил внимание Д. Пумпянский.
Напомним, подвижной состав для ВСМ должен быть запущен в серию в 2028 году.
Как сегодня сообщил глава РЖД Олег Белозеров, на высокоскоростную линию Москва – Санкт-Петербург планируется переключить 50–60% пассажирского движения между этими городами.