Обычно прирост грузооборота на фоне ушедшей в отрицательную зону динамики погрузки является своего рода предвестником прибавки в оборотах объемов погрузки в последующем месяце за учетным периодом. И наоборот – снижение грузооборота указывает на похолодание погрузки. Чтобы два месяца подряд наблюдался разновекторный тренд, для этого должны быть причины.
Три версии событий
Участники рынка выдвинули три возможные версии событий.
Первая – снижение экспорта, что привело к сокращению плеча железнодорожных перевозок.
Вторая – повлияли меры, принятые на сети по борьбе с излишним рабочим парком. Новые схемы несколько упорядочили вагонопотоки, но при этом привели к новым барьерам для отправки дополнительных объемов грузов. Поэтому их перевезли примерно в том же объеме, что и в прошлом году. Иначе бы на экспорт ушло больше грузов. Но на их пути возникли лимиты – причем уже не только на востоке и юге, но и на северо-западе.
Третья – в последние два месяца существенно увеличились объемы спецперевозок, которые стали попадать в статистику перевозчика в категории «прочих грузов». Ведь если отбросить импорт и транзит, то погрузка грузов в контейнерах не очень-то и прибавила в оборотах. Между тем в релизах ОАО «РЖД» она смешана с «прочими грузами». Их экспорт в крытых вагонах вырасти не мог, поскольку данный тип подвижного состава в последнее время в дефиците из-за роста оборота вагона и его простоев. Стало быть, выросли именно грузопотоки внутри РФ.
Мы не будем озвучивать четвертую версию, поводом к появлению которой стало то, что при сравнении итоговых показателей сентября 2023 и 2022 гг. прибавка получается +0,1%, а не озвученные перевозчиком +0,2%. Стало быть, если считать точнее, то может быть и уход погрузки в небольшой минус. Однако данные предположения можно списать как на игру в погрешности при сравнении сильно округленных официальных показателей, так и на нюансы соотнесения «тяжелой» статистики за сентябрь прошлого года с «предварительными данными» оперативного учета за сентябрь текущего года.
Что в итоге
«На грузооборот влияют два показателя: количество погруженных тонн и расстояние перевозки. Снижение грузооборота в целом не должно приводить к снижению погрузки, погрузка может даже расти. Это обусловлено возможностью изменения дальности перевозок. Так увеличение объема перевозок каменного угля на экспорт с Кузбасса на северо-запад дает экономию на дальности от 1,2 тыс. км до 1,8 тыс. км. Таким образом, при сохранении объем погрузки грузооборот по углю будет снижаться», – отметил президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин.
По его словам, то, что грузооборот падает на протяжении двух месяцев, только косвенно может свидетельствовать о вероятности снижения погрузки. В сентябре динамика роста, наоборот, перешла в положительную зону в сравнении год к году. (Имеется в виду прогресс в динамике: в августе погрузка увеличилась на 0,1%, а в сентябре – на 0,2%, т. е. улучшилась на 0,1 п. п.)
«Нет, экспортные перевозки в сентябре были в плюсе. Разница в динамике погрузки и грузооборота связана с уменьшением средней дальности перевозок», – сообщил источник в ОАО «РЖД».
Перевозки и маржинальность РЖД
Таким образом, следует принять некую компромиссную версию: с одной стороны, выросли внутренние отправки ряда номенклатур, осуществляемых на более коротком плече, чем экспорт, а с другой – на экспортных маршрутах произошло некоторое упорядочение в структуре логистики, которое и привело к снижению дальности перевозок.
Как бы то ни было, снижение грузооборота – сам по себе тревожный фактор. Ведь доход перевозчика складывается как из доставки в расчете на 1 погруженную тонну, так и на тонно-километровый измеритель. Причем последний генерирует весьма существенную долю маржинальности.
А значит, перевозчик снова будет просить денег. С 1 декабря 2023 года его тариф планируют проиндексировать на 7,6%. И это без учета дополнительных целевых надбавок: на обеспечение транспортной безопасности (1%) и капремонт инфраструктуры (2%).
Кроме того, рассматривается возможность принятия отдельных тарифных решений в отношении перевозок контейнеров, стройгрузов и порожнего пробега полувагонов. Все это ляжет дополнительными расходами на плечи грузоотправитей.