+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
03.10.2023 10:07:05
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Сентябрь удержал погрузку на РЖД от падения

Погрузка на РЖД в сентябре 2023 года вышла на отметку 100,9 млн т, что всего на 0,2% больше, чем за аналогичный период 2022 года. А если сравнивать с сентябрем 2021 года, то минус составил 5%.
Сентябрь удержал погрузку на РЖД от падения
При этом вот уже второй месяц подряд грузооборот снижался: в сентябре текущего года – соответственно на 1,1%, в августе – 1,4%. А если сравнивать опять-таки сентябрь 2023 года с аналогичным месяцем 2021 года, то падение составило 2,6%.

Обычно прирост грузооборота на фоне ушедшей в отрицательную зону динамики погрузки является своего рода предвестником прибавки в оборотах объемов погрузки в последующем месяце за учетным периодом. И наоборот – снижение грузооборота указывает на похолодание погрузки. Чтобы два месяца подряд наблюдался разновекторный тренд, для этого должны быть причины.

Три версии событий

Участники рынка выдвинули три возможные версии событий.

Первая – снижение экспорта, что привело к сокращению плеча железнодорожных перевозок.

Вторая – повлияли меры, принятые на сети по борьбе с излишним рабочим парком. Новые схемы несколько упорядочили вагонопотоки, но при этом привели к новым барьерам для отправки дополнительных объемов грузов. Поэтому их перевезли примерно в том же объеме, что и в прошлом году. Иначе бы на экспорт ушло больше грузов. Но на их пути возникли лимиты – причем уже не только на востоке и юге, но и на северо-западе.

Третья – в последние два месяца существенно увеличились объемы спецперевозок, которые стали попадать в статистику перевозчика в категории «прочих грузов». Ведь если отбросить импорт и транзит, то погрузка грузов в контейнерах не очень-то и прибавила в оборотах. Между тем в релизах ОАО «РЖД» она смешана с «прочими грузами». Их экспорт в крытых вагонах вырасти не мог, поскольку данный тип подвижного состава в последнее время в дефиците из-за роста оборота вагона и его простоев. Стало быть, выросли именно грузопотоки внутри РФ.

Мы не будем озвучивать четвертую версию, поводом к появлению которой стало то, что при сравнении итоговых показателей сентября 2023 и 2022 гг. прибавка получается +0,1%, а не озвученные перевозчиком +0,2%. Стало быть, если считать точнее, то может быть и уход погрузки в небольшой минус. Однако данные предположения можно списать как на игру в погрешности при сравнении сильно округленных официальных показателей, так и на нюансы соотнесения «тяжелой» статистики за сентябрь прошлого года с «предварительными данными» оперативного учета за сентябрь текущего года.

Что в итоге

«На грузооборот влияют два показателя: количество погруженных тонн и расстояние перевозки. Снижение грузооборота в целом не должно приводить к снижению погрузки, погрузка может даже расти. Это обусловлено возможностью изменения дальности перевозок. Так увеличение объема перевозок каменного угля на экспорт с Кузбасса на северо-запад дает экономию на дальности от 1,2 тыс. км до 1,8 тыс. км. Таким образом, при сохранении объем погрузки грузооборот по углю будет снижаться», – отметил президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин.

По его словам, то, что грузооборот падает на протяжении двух месяцев, только косвенно может свидетельствовать о вероятности снижения погрузки. В сентябре динамика роста, наоборот, перешла в положительную зону в сравнении год к году. (Имеется в виду прогресс в динамике: в августе погрузка увеличилась на 0,1%, а в сентябре – на 0,2%, т. е. улучшилась на 0,1 п. п.)

«Нет, экспортные перевозки в сентябре были в плюсе. Разница в динамике погрузки и грузооборота связана с уменьшением средней дальности перевозок», – сообщил источник в ОАО «РЖД».

Перевозки и маржинальность РЖД

Таким образом, следует принять некую компромиссную версию: с одной стороны, выросли внутренние отправки ряда номенклатур, осуществляемых на более коротком плече, чем экспорт, а с другой – на экспортных маршрутах произошло некоторое упорядочение в структуре логистики, которое и привело к снижению дальности перевозок.

Как бы то ни было, снижение грузооборота – сам по себе тревожный фактор. Ведь доход перевозчика складывается как из доставки в расчете на 1 погруженную тонну, так и на тонно-километровый измеритель. Причем последний генерирует весьма существенную долю маржинальности.

А значит, перевозчик снова будет просить денег. С 1 декабря 2023 года его тариф планируют проиндексировать на 7,6%. И это без учета дополнительных целевых надбавок: на обеспечение транспортной безопасности (1%) и капремонт инфраструктуры (2%).

Кроме того, рассматривается возможность принятия отдельных тарифных решений в отношении перевозок контейнеров, стройгрузов и порожнего пробега полувагонов. Все это ляжет дополнительными расходами на плечи грузоотправитей.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions