+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
13.07.2017 14:21:30
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Рыба уплывает из старых вагонов

Дальневосточную морепродукцию вновь стало выгоднее продавать за рубеж, чем поставлять на российский рынок. В результате уловы растут, а по рельсам рыбы везут меньше, чем ожидалось.
Рефсекции ушли в минус

Дальневосточная железная дорога – филиал ОАО «РЖД» в I полугодии 2017 г. погрузила 286 тыс. т морепродуктов, что на 6,1% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2016 г.

При этом, по данным Росрыболовства, нынешняя путина на Дальнем Востоке обеспечивает более высокие показатели добычи рыбы в море, чем прошлогодняя. В частности, в сезоне 2017 года на 11 июля тихоокеанских лососей было выловлено на 20% больше.

Основная прибавка получена за счет увеличения активности рыболовецких компаний Сахалинской и Магаданской областей, а также тех, чей флот работает у побережья Камчатки.

Таким образом путина стартовала по сценарию, близкому к оптимистичному. Она открылась в июне ловом нерки и чавычи на востоке Камчатки. В июле началась добыча горбуши, нерки и кеты в остальных районах Дальневосточного бассейна. А в сентябре ожидается промысел кеты на Сахалине, Курилах, а также на Амуре. Кроме того, суда в море берут на борт минтай и кальмаров.

Проекты поддержки российской рыбы увядают

Как рассказал ведущий научный сотрудник отдела бассейновых промысловых прогнозов и регулирования промыслов ТИНРО-Центра Александр Василенко, поначалу специалисты стремились придерживаться осторожных прогнозов. Однако уже в мае стало очевидным, что ситуация может оказаться существенно лучше. На это указывали, в том числе, солидные уловы минтая в конце весны 2017 года.

Причем именно в этот период с Дальнего Востока морепродуктов стало больше поступать на внутренний рынок. «Это связано с тем, что появились некоторые проекты с государственным участием, которые были призваны расширить потребление дальневосточной рыбы внутри России. Однако в дальнейшем они затихли. Цены на морепродукты выросли. И ситуация на рынке изменилась», – отметил дальневосточный независимый эксперт Александр Редько.

Экспорт вновь у штурвала

После ослабления рубля по отношению к доллару и евро российская рыба снова стала тяготеть к поставкам за рубеж просто потому, что на внутреннем рынке из-за высоких цен ее стало очень сложно продавать.

Это видно по данным таможенной статистики. В I половине 2017 г. таможни Дальнего Востока оформили на экспорт более 728 тыс. т морепродуктов. Таким образом поставки на экспорт выросли на 32%, сообщил представитель Дальневосточного таможенного управления.

Это произошло несмотря на то, что нередко экспортеры соглашались на поставки по довольно низким ценам. Ведь в стоимостном выражении (в пересчете на американские доллары) за рубеж ушло только на 22% больше, чем за тот же промежуток прошлого года.

Как видим динамика по этому показателю ощутимо ниже, чем по объемам реализованной на экспорт морепродукции. А если выручка за нее меньше, то понятно, что продавали товар дешевле.

Данные по объемам экспорта будут еще выше, если к нему прибавить объемы серого рынка. По оценкам таможни, рыбная контрабанда в 2017 году увеличилась, что подтверждает, в том числе, двукратный рост количества выявленных преступлений, связанных с незаконным перемещением водных биоресурсов. Всего дальневосточные таможни возбудили 62 уголовных и 134 административных дела.

К примеру, сахалинские таможенники пресекли контрабандный вывоз в Японию более 650 тонн морепродукции, оцененных экспертами почти в 131 млн рублей. По данным фактам возбуждено 7 уголовных дел.

Противозаконно в I полугодии 2017 г. было перемещено за рубеж 27 тыс. т морепродуктов – в 13,5 раза больше, чем за весь 2016 г. Однако реальные объемы передачи с российских рыболовецких судов на борт иностранного флота, по оценкам экспертов, еще больше.

Часть улова уходит в тень

Изменить ситуацию одной только борьбой с контрабандистами на Дальнем Востоке сложно. Ведь высокие цены рыбы при поставках на внутренний рынок складываются во многом из-за того, что в регионе не хватает рефрижераторных складов. В результате уже лососевая путина на Дальнем Востоке еще не завершилась, а холодильники в морских портах Приморья уже полны рыбой. Ее добыли, заморозили, сдали посредникам, и те ждут, в том числе – железнодорожных рефсекций, которых в пик сезона, как обычно, не хватает.

Президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов предположил, что подвижной рефрижераторный состав в июне скопился в центральном регионе, куда везли не столько российскую, сколько импортную рыбу из портов Северо-Запада РФ, откуда затем с задержками начал подаваться на Дальний Восток.

В результате к началу лососевой путины холодильники были наполовину загружены белорыбицей (минтай, треска, навага). Ее не успели вывезти по зимним ставкам на подвижной состав. А летом стоимость аренды вагонов возросла настолько, что недорогие сорта рыбы вывозить оказалось невыгодно.

В Росрыболовстве сообщили, что этот вопрос сейчас обсуждается на правительственном уровне. Ведомство уже обратилось в РЖД за помощью.

Поезда готовы ускориться

На то, что выход из ситуации имеется, указывают другие данные: в I полугодии 2017 г. выросла перевозка рыбы с Дальнего Востока ускоренными рефрижераторными поездами до 154,7 тыс. т, что в 2,3 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Всего в январе-июне 2017 года было отправлено 83 ускоренных поезда против 36 в 2016 г.

Ускоренные рефрижераторные поезда формируются на станциях Мыс Чуркин и Угольная, где консолидируются вагоны с других станций Приморского края. Время следования таких составов до центральных регионов страны составляет около 10 дней, что особенно актуально в условиях ограниченных холодильных мощностей в местах формирования грузопотоков, отметили в ДВЖД.

Выросли также перевозки морепродукции в рефконтейнерах. И эти тенденции необходимо закрепить. В ДВЖД готовы предложить грузовладельцам свои продукты. Их эффективность могла быть выше, если бы сбытовые цепочки, связанные с технологией вылова рыбы, получили бы поддержку на государственном уровне.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions