+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
13.07.2017 14:21:30
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Рыба уплывает из старых вагонов

Дальневосточную морепродукцию вновь стало выгоднее продавать за рубеж, чем поставлять на российский рынок. В результате уловы растут, а по рельсам рыбы везут меньше, чем ожидалось.
Рефсекции ушли в минус

Дальневосточная железная дорога – филиал ОАО «РЖД» в I полугодии 2017 г. погрузила 286 тыс. т морепродуктов, что на 6,1% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2016 г.

При этом, по данным Росрыболовства, нынешняя путина на Дальнем Востоке обеспечивает более высокие показатели добычи рыбы в море, чем прошлогодняя. В частности, в сезоне 2017 года на 11 июля тихоокеанских лососей было выловлено на 20% больше.

Основная прибавка получена за счет увеличения активности рыболовецких компаний Сахалинской и Магаданской областей, а также тех, чей флот работает у побережья Камчатки.

Таким образом путина стартовала по сценарию, близкому к оптимистичному. Она открылась в июне ловом нерки и чавычи на востоке Камчатки. В июле началась добыча горбуши, нерки и кеты в остальных районах Дальневосточного бассейна. А в сентябре ожидается промысел кеты на Сахалине, Курилах, а также на Амуре. Кроме того, суда в море берут на борт минтай и кальмаров.

Проекты поддержки российской рыбы увядают

Как рассказал ведущий научный сотрудник отдела бассейновых промысловых прогнозов и регулирования промыслов ТИНРО-Центра Александр Василенко, поначалу специалисты стремились придерживаться осторожных прогнозов. Однако уже в мае стало очевидным, что ситуация может оказаться существенно лучше. На это указывали, в том числе, солидные уловы минтая в конце весны 2017 года.

Причем именно в этот период с Дальнего Востока морепродуктов стало больше поступать на внутренний рынок. «Это связано с тем, что появились некоторые проекты с государственным участием, которые были призваны расширить потребление дальневосточной рыбы внутри России. Однако в дальнейшем они затихли. Цены на морепродукты выросли. И ситуация на рынке изменилась», – отметил дальневосточный независимый эксперт Александр Редько.

Экспорт вновь у штурвала

После ослабления рубля по отношению к доллару и евро российская рыба снова стала тяготеть к поставкам за рубеж просто потому, что на внутреннем рынке из-за высоких цен ее стало очень сложно продавать.

Это видно по данным таможенной статистики. В I половине 2017 г. таможни Дальнего Востока оформили на экспорт более 728 тыс. т морепродуктов. Таким образом поставки на экспорт выросли на 32%, сообщил представитель Дальневосточного таможенного управления.

Это произошло несмотря на то, что нередко экспортеры соглашались на поставки по довольно низким ценам. Ведь в стоимостном выражении (в пересчете на американские доллары) за рубеж ушло только на 22% больше, чем за тот же промежуток прошлого года.

Как видим динамика по этому показателю ощутимо ниже, чем по объемам реализованной на экспорт морепродукции. А если выручка за нее меньше, то понятно, что продавали товар дешевле.

Данные по объемам экспорта будут еще выше, если к нему прибавить объемы серого рынка. По оценкам таможни, рыбная контрабанда в 2017 году увеличилась, что подтверждает, в том числе, двукратный рост количества выявленных преступлений, связанных с незаконным перемещением водных биоресурсов. Всего дальневосточные таможни возбудили 62 уголовных и 134 административных дела.

К примеру, сахалинские таможенники пресекли контрабандный вывоз в Японию более 650 тонн морепродукции, оцененных экспертами почти в 131 млн рублей. По данным фактам возбуждено 7 уголовных дел.

Противозаконно в I полугодии 2017 г. было перемещено за рубеж 27 тыс. т морепродуктов – в 13,5 раза больше, чем за весь 2016 г. Однако реальные объемы передачи с российских рыболовецких судов на борт иностранного флота, по оценкам экспертов, еще больше.

Часть улова уходит в тень

Изменить ситуацию одной только борьбой с контрабандистами на Дальнем Востоке сложно. Ведь высокие цены рыбы при поставках на внутренний рынок складываются во многом из-за того, что в регионе не хватает рефрижераторных складов. В результате уже лососевая путина на Дальнем Востоке еще не завершилась, а холодильники в морских портах Приморья уже полны рыбой. Ее добыли, заморозили, сдали посредникам, и те ждут, в том числе – железнодорожных рефсекций, которых в пик сезона, как обычно, не хватает.

Президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов предположил, что подвижной рефрижераторный состав в июне скопился в центральном регионе, куда везли не столько российскую, сколько импортную рыбу из портов Северо-Запада РФ, откуда затем с задержками начал подаваться на Дальний Восток.

В результате к началу лососевой путины холодильники были наполовину загружены белорыбицей (минтай, треска, навага). Ее не успели вывезти по зимним ставкам на подвижной состав. А летом стоимость аренды вагонов возросла настолько, что недорогие сорта рыбы вывозить оказалось невыгодно.

В Росрыболовстве сообщили, что этот вопрос сейчас обсуждается на правительственном уровне. Ведомство уже обратилось в РЖД за помощью.

Поезда готовы ускориться

На то, что выход из ситуации имеется, указывают другие данные: в I полугодии 2017 г. выросла перевозка рыбы с Дальнего Востока ускоренными рефрижераторными поездами до 154,7 тыс. т, что в 2,3 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Всего в январе-июне 2017 года было отправлено 83 ускоренных поезда против 36 в 2016 г.

Ускоренные рефрижераторные поезда формируются на станциях Мыс Чуркин и Угольная, где консолидируются вагоны с других станций Приморского края. Время следования таких составов до центральных регионов страны составляет около 10 дней, что особенно актуально в условиях ограниченных холодильных мощностей в местах формирования грузопотоков, отметили в ДВЖД.

Выросли также перевозки морепродукции в рефконтейнерах. И эти тенденции необходимо закрепить. В ДВЖД готовы предложить грузовладельцам свои продукты. Их эффективность могла быть выше, если бы сбытовые цепочки, связанные с технологией вылова рыбы, получили бы поддержку на государственном уровне.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions