• Ставка на полувагон
    1600
    0 %
    руб./сут.
    август 2022
  • Индекс качества II КВАРТАЛ 2022Г. - 58 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 57.41 -1.04 EUR ЦБ РФ 55.41 -0.32
    BTC 19499.01 usd BTC 1174425.37 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
22.09.2022 16:22:00
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Россия теряет в экспорте леса

Экспортные отправки лесных грузов через основные порты и сухопутные погранпереходы за 8 месяцев снизились на 37,7% к прошлогоднему уровню – до 10,1 млн т.
Россия теряет в экспорте леса
Спад на западе и на востоке
Наибольший спад произошел по Северо-Западу. Здесь железнодорожные отправки лесопродукции упали на 69%, до 1,6 млн т. При этом по некоторым направлениям падение более глубокое. Так, в Финляндию лесные перевозки сократились на 82%.

На Юге падение минимальное: отправки снизились на 3%, до 1 млн т. В частности, в Египет они сократились на 5,4%. Вместе с тем стала активно импортировать российскую лесопродукцию Турция. В эту страну поставки в январе – августе выросли в 5 раз.

На Дальнем Востоке экспорт упал на 25%, до 7,5 млн т. Отрицательная динамика видна по погранпереходам Забайкальск (-50%) и Наушки (-34%), портам Хабаровского края (-80%).

«В то же время по пунктам пропуска и портам Приморья сохраняется положительный тренд, но был задел сделан в первые 4 месяца. В последние месяцы динамика отрицательная», – уточнил заместитель руководителя департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ Александр Слободяник.

Как пояснил руководитель направления лесного и лесопромышленного комплекса Корпорации развития Дальнего Востока (КРДВ) Андрей Федоров, если на экспорт из СЗФО повлияли санкции – с 10 июля вступил в силу пятый санкционный пакет Евросоюза, который фактически запретил ввоз лесопродукции из России, то по ДФО сказался запрет на вывоз с 1 января необработанной древесины ряда пород. По продукции пиления и деревообработки в КРДВ фиксируют рост: пиломатериалов на внешние рынки поставлено 2 млн куб. м (+7% к прошлогоднему уровню), шпона – 272 тыс. куб. м (+7%), пеллет – 163 тыс. т (+26%), бумаги и картона – 35 тыс. т (+41%).

Лесники уперлись в Восточный полигон
Снижение погрузки лесных грузов объясняется не только потерями западных рынков. Многие отправители хотят воспользоваться возможностью отгрузить продукцию в направлении востока, в Китай и другие страны Азии, но сделать этого не могут по причине ограничения провозной способности Восточного полигона и непосредственно погранпереходов.

Директор по логистике Segezha Group Андрей Юдин сообщил, что серьезное давление на бизнес оказывают возросшие расценки на перевозку грузов. «Какой груз может выдержать давление ставкой? Высокомаржинальный может в большей степени. Иными словами, если мы хотим привести бумагу в 100%-ный объем производства, мы ее перевезем. Просто выберем такой микс направлений (и сухопутных пунктов пропуска, и портов), чтобы уехало 100% грузов, переплатив на дальневосточной логистике, потому что маржинальность продажи бумаги позволяет это сделать. А вот по части пиломатериалов – маневра никакого, мы загнаны в угол, должны ехать по лимитирующим направлениям. И, когда инфраструктура не дает выехать, комбинаты принимают разные непопулярные решения», – рассказал А. Юдин.

Прогноз пессимистичный
По данным РЖД, погрузка лесных грузов за 8 месяцев к прошлогоднему уровню сократилась на 21,4%. При этом внутренние перевозки к прошлогоднему результату увеличились на 7,6%, уточнил А. Слободяник. Импорт и транзит выросли на 9,2 и 30%, соответственно, но во многом за счет Белоруссии. Эта страна активизировала отправки лесопродукции в контейнерах, в том числе в направлении Китая через пункты пропуска Достык и Гродеково.

Прогноз по итогам 2022 года достаточно пессимистичный, проинформировал А. Слободяник. Ожидается снижение отправок лесных грузов в пределах 23-26%. «Если говорить о перспективах до 2025 года, несомненно, погрузка затем будет расти, однако темпы при отсутствии выхода на внешние рынки будут минимальны, прежде всего за счет развития внутреннего производства деревообработки, и ожидаю, что в 2025 году мы не выйдем на уровень 2021-го – грузовая база будет ниже», – сказал эксперт.

Российская древесина, особенно хвойных северных пород, имеет ряд конкурентных преимуществ, поэтому найти ей альтернативу зарубежным импортерам будет сложно, полагает директор по аналитике Segezha Group Надежда Рязанцева. Она считает, что в новых условиях российским компаниям необходимо осваивать новые нишевые сегменты на внутреннем и зарубежных рынках, предлагать новые продукты в сфере деревянного домостроения, расширять географию бизнеса и совместно с властями прорабатывать меры эффективной государственной поддержки отрасли.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов
    Несколько лет назад на сети РЖД изменились правила перевозок скоропорта. Тем не менее, по данным экспертов, каждый второй скоропортящийся груз по-прежнему везется с нарушениями температурного режима. То, как исправить эту ситуацию и нужен ли для этого новый закон «О непрерывной холодильной цепи», а также в каком состоянии сегодня находится парк для перевозок скоропорта и холодильные мощности в портах, обсуждали участники семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного редакцией журнала «РЖД-Партнер». Подробности - в нашем специальном проекте.
  • Перевозка сборных грузов: спрос растет?
    Как в последнее время изменились маршруты отправки сборных грузов, насколько в этой сфере сейчас сильна конкуренция между различными видами транспорта, как сберечь ценные грузы в пути следования и не наткнуться на недобросовестного перевозчика, а также почему сейчас вырос спрос на сборные отправки и надолго ли это – эти и другие вопросы обсудили участники онлайн-семинара «Перевозка дорогостоящих, в том числе сборных, грузов мелкими партиями», организованного журналом «РЖД-Партнер». Читайте наш специальный проект по ссылке.
  • Цифровизация на транспорте
    Современные цифровые решения позволяют снизить расходы на транспортную составляющую при перевозках грузов. При этом появляется возможность оптимизировать отправки и снизить риски потерь в пути. Об этом, частности, говорилось на конференции ««Цифровизация транспортной отрасли в новой реальности: санкции, риски и эффективность»», которую провел в конце марта журнал «РЖД-Партнер».
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2022 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions