+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
21.08.2023 10:28:44
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Предиктивная диагностика повысит надежность локомотивного парка

Внедрение подобных систем позволяет техническому персоналу оперативно принимать меры для предотвращения возможных поломок и обеспечивать более безопасную эксплуатацию тягового подвижного состава.
Верификация пройдена

Компания «ТМХ Интеллектуальные Системы» (ТМХ-ИС) завершила апробацию системы предиктивной диагностики, установленной на электровозе 2ЭС5К «Ермак». Испытания проходили на Октябрьской железной дороге.

Система позволяет непрерывно диагностировать состояние колесно-моторных блоков электровоза, в том числе тяговых электродвигателей, буксовых узлов, моторно-осевых и моторно-якорных подшипников, зубчатых передач.

В сервисном локомотивном депо Кандалакша специалисты ТМХ-ИС провели испытания по верификации работы системы с внесением реальных неисправностей в конструкцию узлов локомотива. Для этих целей была осуществлена выкатка колесно-моторных блоков, внесены дефекты буксовых подшипников, смазки буксового узла, смазки зубчатой передачи, не угрожающие безопасности движения, и проведена опытная поездка резервом на участке Кандалакша – Апатиты.
В ходе эксперимента система выявила внесенные дефекты. Результаты ее работы совпали с показаниями стационарной вибрационной диагностики, проведенной на территории депо специалистами «ЛокоТех-Сервиса».

Также проведена апробация решения для контроля технического состояния аккумуляторной батареи электровоза, которое в непрерывном режиме мониторит параметры тока, напряжения и температуры и рассчитывает уровень заряда.

Как предупредить отказы

Создание систем предиктивной диагностики крайне актуально. По данным Проектно-конструкторского бюро локомотивного хозяйства (ПКБ ЦТ) ОАО «РЖД», в 2022 году по локомотивному комплексу было допущено более 50 тыс. отказов технических средств (1, 2, 3 категорий). Подавляющая их часть отнесена на ответственность ремонтных организаций.

Отказы технических средств ведут к неплановым ремонтам, снятию локомотивов с линии, что ставит под угрозу выполнение перевозочных заданий.

Как отмечал ранее замдиректора ПКБ ЦТ Геннадий Слонков, число неплановых ремонтов (НР) остается достаточно высоким, несмотря на снижение в 2022 году в абсолютных значениях на 13,9% по сравнению с 2019-м. Более 60% электровозов (от общего количества отремонтированных в 2022 году) заходили на НР при пробеге менее 30 тыс. км, т. е. не доходили до ТР-1.
Непростая ситуация складывается в этом году. В I полугодии по локомотивной технике, обслуживаемой «ЛокоТех-Сервисом», отмечен рост неплановых ремонтов по отношению к аналогичному периоду 2022 года практически по всем сериям локомотивов, за исключением локомотивов 3ТЭ25К2М, ЭП2К, ЭП1М, ТЭП70БС, находящихся на обслуживании на основе контракта жизненного цикла (КЖЦ). При этом достигнуто снижение неплановых ремонтов во втором квартале 2023 года по отношению к первому, сообщил заместитель генерального директора ООО «ЛокоТех» по контролю качества эксплуатации подвижного состава Андрей Алдошин.

По его словам, компанией взят курс на проведение комплексных мер, ставящих задачу повышения эксплуатационной надежности локомотивов. «В основе мероприятий должен лежать факторный анализ надежности, определение коренных причин отказов оборудования, установление ответственных функциональных блоков. Только качественный анализ позволит в дальнейшем разработать действенные мероприятия и исключить непроизводственные потери и финансовые риски», – подчеркнул А. Алдошин.

Стоит сказать, что концептуально обеспечить сбор, хранение и анализ данных о функционировании локомотивного парка и бортовых систем диагностики, предоставив информацию всем участникам локомотивного комплекса (сервисным компаниям, локомотиворемонтным заводам, предприятиям-изготовителям и поставщикам оборудования для локомотивов) должна платформа в рамках создания «Доверенной среды локомотивного комплекса».

В перспективе на основе собираемых данных о тяговом подвижном составе в течение всего их жизненного цикла будут сформированы цифровые двойники локомотивов на основе машинного обучения – построены интеллектуальные модели, позволяющие осуществлять эксплуатацию, обслуживание и ремонт техники по показателям предиктивной диагностики, рассказал близкий к РЖД источник.

К примеру, потенциально сравнительный анализ данных об эксплуатации локомотивов одной и той же модели в различных условиях, например на юге и на севере страны, даст возможность оперативно вносить изменения в конструкцию, а это позволит повысить эффективность работы парка. Все это в совокупности даст существенный рост надежности и снизит стоимость жизненного цикла локомотива.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions