• Ставка на полувагон
    1138
    1.7 %
    руб./сут.
    сентябрь 2021
  • Индекс качества II КВАРТАЛ 2021Г. - 64 баллa
  • Финансы USD ЦБ РФ 73.33 0.77 EUR ЦБ РФ 85.88 0.42
    BTC 42866.42 usd BTC 3139965.26 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
30.07.2021 09:58:20
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Пассажиры раскритиковали идею женских вагонов

Первый заместитель председателя Общественной палаты Ленинградской области Владимир Петров предложил министру транспорта Виталию Савельеву ввести женские вагоны в метро и других видах транспорта, чтобы защитить россиянок от домогательств. Инициативу уже раскритиковали на всех уровнях: от простых пассажиров до представителей власти. Но так ли она плоха?
Пассажиры раскритиковали идею женских вагонов
Защита женщин или популизм?

Позиция В. Петрова проста: в письме министру транспорта он указал, что женщины часто жалуются на неподобающее поведение мужчин в общественном транспорте. И хотя, как уточнил политик, домогательствами занимается меньшая часть пассажиров, девушки постоянно испытывают страх столкнуться с подобным опытом.

«В мире уже существует практика разделения общественного транспорта на «общий» и «женский». В странах, где это практикуется, женщины могут воспользоваться специальными вагонами, где будут уверены, что не подвергнутся сексуальной атаке или нежеланным домогательствам. Беременные женщины или женщины с маленькими детьми также с радостью пользуются такими женскими вагонами общественного транспорта. Поэтому прошу оценить идею тестирования в России эксперимента по запуску специальных женских вагонов в метрополитене, трамваях и иных видах общественного транспорта», – указано в документе.

Идею уже раскритиковали в Совфеде. Первый зампред комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Ирина Рукавишникова назвала ее несвоевременной и бесполезной. «Если продолжать логически, то с теми же целями стоит делать отдельные женские дома, кварталы, улицы, города. Как это было в далеком прошлом, делить учебные заведения всех уровней на женские и мужские и тому подобное», – заявила И. Рукавишникова журналистам. По ее мнению, гораздо большего внимания заслуживают вопросы загруженности общественного транспорта, особенно в часы пик, его модернизации, обеспечения кондиционерами. Если говорить о наземном транспорте, то, отметила сенатор, есть определенные проблемы с комфортными остановочными комплексами. Огромной проблемой И. Рукавишникова назвала отсутствие доступной среды на транспорте для маломобильных групп.

С критикой выступил и председатель МОО «Союз пассажиров» Кирилл Янков. По его словам, такую инициативу нельзя воспринимать всерьез. Женские вагоны в метро существуют исключительно в исламских странах, причем не во всех, отметил эксперт. В исламской Турции, где законодательство светское, никаких женских вагонов нет. А в ОАЭ женские вагоны в метро Дубая введены не для обеспечения безопасности женщин, а в целях возможности соблюдения женщинами шариатских норм. «Либо инициатор вообще не понимает, в какой стране он живет, либо он сторонник шариата, либо эта инициатива – просто прикол и повод заявить о себе в информационном пространстве. В светском государстве должна обеспечиваться безопасность граждан, а в транспорте – безопасность всех пассажиров, и российское государство в силах это обеспечить», – подчеркнул К. Янков.

Комментируя инициативу В. Петрова, председатель Союза женщин России Екатерина Лахова отметила, что для наших соотечественниц гораздо более актуальной является тема домашнего насилия. Для ее решения важнее создавать новые кризисные центры для женщин, считает Е. Лахова. «Все обсуждают: нужно вводить вагон метро для женщин отдельно или не нужно. Это популизм. Не нужно. И я думаю, что многие женщины меня поддержат в этой позиции. Если г-на Петрова так беспокоит безопасность наших женщин, наверное, надо поднять вопросы домашнего насилия – это тема актуальная. Если у нас в каждом муниципальном образовании Санкт-Петербурга и Москвы откроют кризисные центры, это будет гораздо лучше», – такое мнение высказала председатель Союза женщин России.

По старым рельсам

Инициатива создания женских вагонов не нова. Эта идея активно обсуждалась в 2015 году в Совете Федерации. А в прошлом году ее подняли активисты из Казани в связи с угрозой распространения COVID-19. По их мнению, гендерное разделение в общественном транспорте помогло бы снизить риск заражения, поскольку мужчины сидят «широко раздвинув ноги», а женщины вынуждены прижиматься друг к другу и не соблюдать социальную дистанцию.

Впрочем, представители общественных организаций все же сходятся во мнении, что идея женских вагонов в России не приживется. И очередное поднятие этой инициативы – не более чем информационный шум.

«Когда поднимаются такие вопросы, создается ощущение, будто у нас уже все остальные проблемы решены. Но это не так. Непонятно, на основании чего именно женские вагоны вдруг появились в повестке дня. Наверное, это перед выборами сделано. Мне недостаточно обоснований, кроме эмоциональных заявлений, а цифр и фактов не предоставлено», – добавила Е. Лахова.

С точки зрения К. Янкова, задуматься можно разве что о необходимости женских и мужских купе в купейных вагонах поездов, где граждане едут долго, и днем и ночью. «Такая проблема есть, но она давно уже решается в наших поездах дальнего следования», – добавил он.

Однако важно подчеркнуть, что неудачная идея не должна затмевать важность работы по предотвращению преступлений против женщин в целом. Согласно последнему докладу ВОЗ, опрос женщин из 161 страны показал, что почти каждая третья на протяжении своей жизни подвергаются физическому или сексуальному насилию.

К сожалению, нет достоверных данных, отражающих проблему опасности общественного транспорта для россиянок. Однако данные, полученные исследователями из других стран, заставляют нас задуматься. Так, результаты исследования, проведенного Министерством транспорта Великобритании, указывают на глубокие различия между мужским и женским восприятием опасности: 62% женщин испытывают страх на многоярусных автостоянках, 60% – на железнодорожных платформах, 49% – на автобусных остановках, 59% – на пути от автобусной остановки до дома, до метро или станции железной дороги. Для мужчин эти показатели составляют соответственно 31, 25, 20 и 25%. Конечно, нельзя слепо перекладывать эту статистику на Россию, но и поводов считать, что россиянки чувствуют себя в большей безопасности, тоже нет.

«Страх влияет на мобильность женщин и их базовое право на доступ к объектам городской среды. Исследования, проведенные в Финляндии, Швеции, США, Канаде, на Тайване и в Великобритании, показывают, что страх вынуждает женщин корректировать свое поведение и способы передвижения по городу. Они стараются избегать некоторых маршрутов, не выходить на улицу в определенные (прежде всего ночные) часы и не пользоваться некоторыми видами транспорта. В ходе опроса, проведенного в Канаде, ровно половина опрошенных женщин указала, что страх мешает им пользоваться общественным транспортом и крытыми парковками. Результаты других исследований, проводившихся в разных странах, говорят о том, что страх перед преступниками – одна из главных причин, по которым женщины стараются не пользоваться общественным транспортом. Они предпочитают ездить на собственном автомобиле или брать такси, если могут себе это позволить», – пишет гендерная исследовательница Кэролайн Криадо Перес в книге «Невидимые женщины».

Автор добавляет, что формы домогательств могут быть разными: свист и выкрики вслед, раздевание глазами, непристойные сексистские намеки или попытки познакомиться. Ни одно из этих действий само по себе не является преступлением, но в совокупности они создают ощущение постоянной угрозы сексуального насилия.

Конечно, деление вагонов по гендерному признаку выглядит слишком радикальной мерой. Однако даже если эта инициатива останется лишь пустословием, мы надеемся, что она заставит пассажиров вспомнить о необходимости уважать комфорт своих попутчиков и попутчиц.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 1998-2021 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions