+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
29.01.2021 16:00:13
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

На сети РЖД увеличились случаи простоя поездов

Нельзя сказать, что железнодорожная сеть в последние 3 месяца 2020 года была особо загружена, на ней оказалось брошенных поездов больше, чем в прошлом году, когда движение было более интенсивным.
В IV квартале прошлого года от движения было отставлено 23 972 грузовых поезда, что на 30,5% больше, чем за аналогичный период 2019-го. 

Значительное количество заторов образовалось на участках, ведущих к портам Южного и Дальневосточного бассейнов. Об этом свидетельствуют опросы грузовладельцев, которые проводит журнал РЖД-Партнер в рамках Индекса качества услуг на железнодорожном транспорте.

По словам одного из них, проблемы возникали на СКЖД и Восточном полигоне. Заторы приводили к задержкам с согласование ГУ-12: на востоке, например, они могли составить 3–4 дня.

Китайский расклад

Причин можно назвать несколько. Наиболее расхожее со стороны ОАО «РЖД» объяснение – форс-мажор.

В частности, на Восточном полигоне вагонопотоки на границе задерживала китайская сторона. В связи с этим были даже изданы телеграммы с разъяснениями об участившихся простоях.

Были ограничения по приему навалочных грузов в полувагонах (за исключением тех, что размещались в биг-бегах). Не принимались грузы в крытых вагонах, если они не были сформированы в укрупненные палето-места.

Нельзя сказать, что данные меры были как снег на голову: в силу недостаточной пропускной способности их следовало ожидать.

Ведь китайцы, в принципе, всего лишь требовали создания условий для автоматизации при перевалке грузов из вагонов колеи 1520 в свой подвижной состав и снижения доли ручных операций.

Снегопад, снегопад, не мети мне на рельсы…

Другой фактор, который железнодорожники относят к форс-мажору, – плохая погода.

В ноябре в портах ДФО была ограничена грузоперевалка из-за снежного циклона с ледяным дождем. Точнее, она выполнялась по дополнительному согласованию с терминалом. Это означало, что и железная дорога также должна была перестраивать графики отправки грузов в Приморье.

Конец осени на Юге – традиционный сезон штормов. Соответственно это внесло свои поправки в работу морских портов.

Однако нельзя сказать, что на этот раз погодные условия были особо неординарными. «На подходах к Новороссийску образовались брошенные поезда. Железная дорога все сваливала на порт. Но мы выяснили: непогода на Юге – обычное дело, у стивидоров есть периоды, когда они готовы выгружать. Однако движение по СКЖД было организовано не очень хорошо: когда у порта были возможности, дорога не везла», – сообщил другой респондент.

Восточный затык

На Восточном полигоне было отмечено дифференцированное отношение к поездам: пропускали только ускоренные контейнерные поезда. Чуть лучше продвигались маршрутные поезда, а обычные составы стояли дольше всего.

Доходило до того, что невозможным оказалось в заявленный срок отправить поезд с металлом, и клиент из-за этого терял покупателя.

Такая ситуация приводила к парадоксу: чем дольше стояли обычные поезда, тем больше оказывалась у ОАО «РЖД» доля продаж услуг по договорам с добавленной стоимостью. По ним перевозчик, по сути, получал дополнительный заработок за меньший объем работы.

Клиенты обращали внимание на обострение выше обычного уровня нестыковок в работе станций отправления и назначения. Также говорили о нехватке тяги.

На это, в частности, указал генеральный директор ООО «АМТЭК» Армен Миносян: «Сейчас наблюдается ситуация с увеличением простаивающих (брошенных) поездов на сети по различным причинам, одной из которых является нехватка локомотивов на полигонах. По этой причине компании-операторы не всегда выполняют обязательства по срокам доставки товаров, что ведет к негативным последствиям».

Игра в чужие ворота

Между тем если посмотреть на показатели работы сети, то в зоне ответственности ОАО «РЖД» вроде бы все складывалось гладко: увеличилась средняя скорости доставки, улучшилась работа промежуточных и технических станций.

Однако, как выясняется, средняя скорость поездов повысилась во многом за счет отправок грузовых экспрессов, а избыток вагонов на магистралях со станций выпихивали на пути необщего пользования.

Это приводило к дополнительным перегонам порожних вагонов, хаотичное движение которых забивало выход груженых составов. И таким образом создавало условия для образования брошенных поездов.

На данное обстоятельство также указывали клиенты при опросах в рамках Индекса качества услуг на железнодорожном транспорте.

Раздрай в порожних вагонопотоках

Как считает президент АНО «Институт исследования проблем железнодорожного транспорта» Павел Иванкин, такая ситуация – следствие профицита парка на сети (прежде всего – в сегменте полувагонов) на фоне снижения объемов погрузки. С этим явлением приходится бороться общими усилиями еще и потому, что в период действия ограничений, связанных с последствиями коронавируса, у клиентов увеличилась неравномерность отправок.

Сбои в цепочках сбыта нередко приводят к отказам от заявленных объемов парков. Как ни странно, при профиците парка полувагонов перевозчику не очень выгодно слишком активно бороться с ухудшением их оборота вагона, если основной акцент, связанный с простоями, перенесен на пути необщего пользования, заметил П. Иванкин. Это смягчает давление на магистральную сеть.

Строго говоря, нельзя сказать, что ОАО «РЖД» игнорирует факт снижения производительности рабочего парка. Ведь у медали есть и оборотная сторона. По данным Центральной дирекции управления движением, в отдельные месяцы прошлого года при наличии согласованных заявок формы ГУ-12 фактическая ежесуточная погрузка в среднем оказывалась существенно меньше запланированной и усиливала нестыковки.

Заснеженные перспективы

Остается добавить, что в I квартале 2021 года особых улучшений в части бросания поездов не ожидается. Ведь влияние практически всех указанных факторов сохраняется. По оценкам участников рынка, на дорогах бросают по 1800 поездов в сутки. Это уровень, опять-таки близкий к историческим максимумам.

Источник в ОАО «РЖД» подтвердил, что отрасль столкнулась с непростой ситуацией, вызванной разбалансировкой технологических процессов внутри компании, прежде всего касающихся инфраструктурного блока и в сфере управления движения. С одной стороны, количество узких мест на сети не сокращается, а с другой – приходится сталкиваться с избытком порожнего парка полувагонов, которые оказываются невостребованными грузоотправителями.

Непогода, влияющая на работы российских морских терминалов на Юге и Дальнем Востоке, лишь усиливает существующие проблемы. Они могли быть в значительной степени нивелированы, имей сеть запас провозной способности в 18–25%. Но она располагает лишь небольшим резервом на Юге и работает почти впритык на Восточном полигоне.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions