+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
10.03.2023 13:29:35
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Индекс качества: сложность адаптации

Общая величина Индекса в IV квартале 2022 года. по сравнению с предыдущим периодом подросла на 1 балл (с 55 до 56), а по сравнению с IV кварталом 2021-го – снизилась на 2 балла (с 58 до 56).
Три показателя, которые внесли самый большой вклад в снижение Индекса по отношению к аналогичному периоду предыдущего года, – «стоимость услуг ОАО «РЖД» (снижение с 49 до 44 баллов, то есть на 6 баллов), «оперативность согласования заявок» (снижение с 67 до 53 баллов, то есть на 14 баллов) и «соблюдение сроков доставки» (снижение с 61 до 47 баллов, то есть на 14 баллов).

Впрочем, показатель «стоимость услуг ОАО «РЖД» основное снижение демонстрировал три предыдущих квартала вследствие роста тарифов РЖД, а в IV квартале по отношению к третьему уже не менялся (по 47 баллов).
Оценки оперативности согласования заявок и соблюдения сроков доставки рухнули еще в III квартале, и в четвертом продолжают оставаться на крайне низком уровне.

Ухудшение этих двух показателей связано со сложностями адаптации транспортного рынка к изменению направлений движения грузопотоков, связанных с переориентацией грузов с северо-западного (европейского) направления на южное и восточное.

Так, по некоторым данным, изменение общей погрузки по основным экспортным направлениям в 2021–2022 гг. было следующим: северо-запад – с 198,2 млн т в 2021 году до 162,1 млн т в 2022-м (-18%), восток – с 145,5 до 147 млн т (+1%), юг – с 92,6 до 93,4 млн т (+0,9%), Украина – с 26,4 до 3,2 млн т (-88%). Отдельно отметим перевозки угля. Экспорт через порты Северо-Запада снизился по итогам 2022 года на 15,6% (или на 10,5 млн т). Экспорт назначением в адрес станций Украины снизился практически десятикратно (на 89%, с 14,9 до 1,6 млн т). При этом экспорт российского угля на восток (суммарно в адрес портов Дальневосточного бассейна и погранпереходов с Китаем, Монголией и Северной Кореей) вырос на 0,6%, или на 0,6 млн т, причем весь рост пришелся на экспорт через погранпереходы, а вот экспорт через порты даже снизился на 1%. В то же время экспорт через Юг России (то есть через порты Азово-Черноморского бассейна) увеличился на рекордные 19%, или на 6 млн т.

Таким образом, Восточный полигон в силу недостаточного развития не смог стать тем элементом транспортной системы, который мог бы обеспечить существенное увеличение экспорта.

Ухудшение респондентами оценок выполнения сроков доставки связано в том числе и с тем, что средняя дальность перевозок выросла, что тоже повлияло на соблюдение сроков доставки.

Средняя дальность перевозок всех грузов в 2022 году составила 1946 км, что на 3,5% (или на 66 км) выше, чем в 2021-м. Любопытно отметить, что средняя дальность перевозки каменного угля (во всех видах сообщения) снизилась (с 2826 до 2765 км, то есть на 2,2%, или на 61 км), но средняя дальность его перевозок по России выросла (с 1067 до 1111 км, то есть на 4,1%, или на 44 км). Дальность перевозок большинства грузов промышленного сектора увеличилась, в том числе нефти и нефтепродуктов (+4,4%, или +68 км), черных металлов (+5,1%, или +89 км), лома черных металлов (+10,4%, или +102 км), химикатов (+12,5%, или +290 км). Целлюлозно-бумажная промышленность по этому показателю выделяется особо: рост средней дальности перевозок бумаги составил (+31,8%), то есть на треть (с 2,7 тыс. до 3,6 тыс. км, то есть на 858 км). Также значительный рост средней дальности перевозок зафиксирован по продовольственным товарам – на 15,1%, или на 443 км.

Степень загрузки инфраструктуры по достижению определенного уровня отрицательно сказывается на скоростях доставки и приводит к замедлению оборота вагона (а также негативно влияет и на многие другие параметры перевозки, включая участковую и технические скорости), в том числе из-за увеличения простоев на технических станциях.

И действительно, если мы посмотрим на статистические показатели, то можем увидеть, что оборот вагона, который в начале года составлял 17 суток, в II полугодии находился на уровне 18–19 суток (например, в декабре 2022-го он составил 18,6 суток). Снижаются и показатели участковой и технической скоростей.

Таким образом, как технологические, так и экономические аспекты работы ОАО «РЖД» пользователями железных дорог оцениваются в последние три квартала крайне негативно (правильнее будет сказать, что 2022 год был рекордным по негативным оценкам работы железных дорог за все время проведения ежеквартальных опросов в рамках исследования «Индекс качества» с 2016 года).

Любопытно, что на фоне неудовлетворенности работой ОАО «РЖД» растет оценка грузоотправителями и грузовладельцами работы операторов подвижного состава. Так, оценка ценовой политики операторов респондентами увеличилась с 43 баллов в IV квартале 2021 года до 47 баллов в IV квартале 2022-го (рост на 4 балла), оценка показателя «наличие вагонов нужного типа в необходимом количестве» выросла с 53 баллов в IV квартале 2021 года до 63 баллов в IV квартале 2022-го (рост на 10 баллов).

То есть даже в кризисных условиях государственно-монопольный сектор и сектор, где работают частные конкурирующие компании, оцениваются пользователями совершенно по-разному.

Это позволяет нам понять, какие институциональные особенности (форма собственности, степень конкуренции и т. д.) приводят к положительным результатам, а какие – к отрицательным. Причем не только в спокойных условиях, но и в экстремальных.

Фарид Хусаинов, к. э. н., эксперт Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ

Краткие версии исследования здесь.

Полная версия выпуска исследования за IV квартал 2022 года доступна в личном кабинете.

Напоминаем, что продолжается подписная кампания РЖД-Партнера – на подписку и доставку в 2023 году печатных и электронных версий журналов РЖД-Партнер и РЖД-Партнер Документы, а также на пакеты из этих изданий. Мы приготовили скидки и бонусы для постоянных подписчиков и для тех, кто впервые подпишется на наши журналы.
Компании – участники рынка транспортных услуг, ранее не подписывавшиеся на наши журналы, могут получить бесплатный разовый доступ к электронным версиям журналов РЖД-Партнер и РЖД-Партнер Документы для принятия решения о подписке на 2023 год.

Подписчикам РЖД-Партнера доступны ежемесячные обзоры ставок на предоставление грузовых вагонов.

Подписчики журналов РЖД-Партнер и РЖД-Партнер Документы в качестве бонуса получают бесплатный доступ к исследованию «Индекс качества услуг на железнодорожном транспорте», которое выходит ежеквартально в электронном виде.

Подписывайтесь на издания РЖД-Партнер и будьте в курсе событий транспортного рынка!

Свяжитесь с нами по
тел.: +7 (812) 418-34-99;
e-mail: rasp@rzd-partner.ru.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions