Впрочем, показатель «стоимость услуг ОАО «РЖД» основное снижение демонстрировал три предыдущих квартала вследствие роста тарифов РЖД, а в IV квартале по отношению к третьему уже не менялся (по 47 баллов).
Оценки оперативности согласования заявок и соблюдения сроков доставки рухнули еще в III квартале, и в четвертом продолжают оставаться на крайне низком уровне.
Ухудшение этих двух показателей связано со сложностями адаптации транспортного рынка к изменению направлений движения грузопотоков, связанных с переориентацией грузов с северо-западного (европейского) направления на южное и восточное.
Так, по некоторым данным, изменение общей погрузки по основным экспортным направлениям в 2021–2022 гг. было следующим: северо-запад – с 198,2 млн т в 2021 году до 162,1 млн т в 2022-м (-18%), восток – с 145,5 до 147 млн т (+1%), юг – с 92,6 до 93,4 млн т (+0,9%), Украина – с 26,4 до 3,2 млн т (-88%). Отдельно отметим перевозки угля. Экспорт через порты Северо-Запада снизился по итогам 2022 года на 15,6% (или на 10,5 млн т). Экспорт назначением в адрес станций Украины снизился практически десятикратно (на 89%, с 14,9 до 1,6 млн т). При этом экспорт российского угля на восток (суммарно в адрес портов Дальневосточного бассейна и погранпереходов с Китаем, Монголией и Северной Кореей) вырос на 0,6%, или на 0,6 млн т, причем весь рост пришелся на экспорт через погранпереходы, а вот экспорт через порты даже снизился на 1%. В то же время экспорт через Юг России (то есть через порты Азово-Черноморского бассейна) увеличился на рекордные 19%, или на 6 млн т.
Таким образом, Восточный полигон в силу недостаточного развития не смог стать тем элементом транспортной системы, который мог бы обеспечить существенное увеличение экспорта.
Ухудшение респондентами оценок выполнения сроков доставки связано в том числе и с тем, что средняя дальность перевозок выросла, что тоже повлияло на соблюдение сроков доставки.
Средняя дальность перевозок всех грузов в 2022 году составила 1946 км, что на 3,5% (или на 66 км) выше, чем в 2021-м. Любопытно отметить, что средняя дальность перевозки каменного угля (во всех видах сообщения) снизилась (с 2826 до 2765 км, то есть на 2,2%, или на 61 км), но средняя дальность его перевозок по России выросла (с 1067 до 1111 км, то есть на 4,1%, или на 44 км). Дальность перевозок большинства грузов промышленного сектора увеличилась, в том числе нефти и нефтепродуктов (+4,4%, или +68 км), черных металлов (+5,1%, или +89 км), лома черных металлов (+10,4%, или +102 км), химикатов (+12,5%, или +290 км). Целлюлозно-бумажная промышленность по этому показателю выделяется особо: рост средней дальности перевозок бумаги составил (+31,8%), то есть на треть (с 2,7 тыс. до 3,6 тыс. км, то есть на 858 км). Также значительный рост средней дальности перевозок зафиксирован по продовольственным товарам – на 15,1%, или на 443 км.
Степень загрузки инфраструктуры по достижению определенного уровня отрицательно сказывается на скоростях доставки и приводит к замедлению оборота вагона (а также негативно влияет и на многие другие параметры перевозки, включая участковую и технические скорости), в том числе из-за увеличения простоев на технических станциях.
И действительно, если мы посмотрим на статистические показатели, то можем увидеть, что оборот вагона, который в начале года составлял 17 суток, в II полугодии находился на уровне 18–19 суток (например, в декабре 2022-го он составил 18,6 суток). Снижаются и показатели участковой и технической скоростей.
Таким образом, как технологические, так и экономические аспекты работы ОАО «РЖД» пользователями железных дорог оцениваются в последние три квартала крайне негативно (правильнее будет сказать, что 2022 год был рекордным по негативным оценкам работы железных дорог за все время проведения ежеквартальных опросов в рамках исследования «Индекс качества» с 2016 года).
Любопытно, что на фоне неудовлетворенности работой ОАО «РЖД» растет оценка грузоотправителями и грузовладельцами работы операторов подвижного состава. Так, оценка ценовой политики операторов респондентами увеличилась с 43 баллов в IV квартале 2021 года до 47 баллов в IV квартале 2022-го (рост на 4 балла), оценка показателя «наличие вагонов нужного типа в необходимом количестве» выросла с 53 баллов в IV квартале 2021 года до 63 баллов в IV квартале 2022-го (рост на 10 баллов).
То есть даже в кризисных условиях государственно-монопольный сектор и сектор, где работают частные конкурирующие компании, оцениваются пользователями совершенно по-разному.
Это позволяет нам понять, какие институциональные особенности (форма собственности, степень конкуренции и т. д.) приводят к положительным результатам, а какие – к отрицательным. Причем не только в спокойных условиях, но и в экстремальных.
Фарид Хусаинов, к. э. н., эксперт Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ
Краткие версии исследования здесь.
Полная версия выпуска исследования за IV квартал 2022 года доступна в личном кабинете.
Напоминаем, что продолжается подписная кампания РЖД-Партнера – на подписку и доставку в 2023 году печатных и электронных версий журналов РЖД-Партнер и РЖД-Партнер Документы, а также на пакеты из этих изданий. Мы приготовили скидки и бонусы для постоянных подписчиков и для тех, кто впервые подпишется на наши журналы.
Компании – участники рынка транспортных услуг, ранее не подписывавшиеся на наши журналы, могут получить бесплатный разовый доступ к электронным версиям журналов РЖД-Партнер и РЖД-Партнер Документы для принятия решения о подписке на 2023 год.
Подписчикам РЖД-Партнера доступны ежемесячные обзоры ставок на предоставление грузовых вагонов.
Подписчики журналов РЖД-Партнер и РЖД-Партнер Документы в качестве бонуса получают бесплатный доступ к исследованию «Индекс качества услуг на железнодорожном транспорте», которое выходит ежеквартально в электронном виде.
Подписывайтесь на издания РЖД-Партнер и будьте в курсе событий транспортного рынка!
Свяжитесь с нами по
тел.: +7 (812) 418-34-99;
e-mail: rasp@rzd-partner.ru.