+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
10.03.2023 13:29:35
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Индекс качества: сложность адаптации

Общая величина Индекса в IV квартале 2022 года. по сравнению с предыдущим периодом подросла на 1 балл (с 55 до 56), а по сравнению с IV кварталом 2021-го – снизилась на 2 балла (с 58 до 56).
Три показателя, которые внесли самый большой вклад в снижение Индекса по отношению к аналогичному периоду предыдущего года, – «стоимость услуг ОАО «РЖД» (снижение с 49 до 44 баллов, то есть на 6 баллов), «оперативность согласования заявок» (снижение с 67 до 53 баллов, то есть на 14 баллов) и «соблюдение сроков доставки» (снижение с 61 до 47 баллов, то есть на 14 баллов).

Впрочем, показатель «стоимость услуг ОАО «РЖД» основное снижение демонстрировал три предыдущих квартала вследствие роста тарифов РЖД, а в IV квартале по отношению к третьему уже не менялся (по 47 баллов).
Оценки оперативности согласования заявок и соблюдения сроков доставки рухнули еще в III квартале, и в четвертом продолжают оставаться на крайне низком уровне.

Ухудшение этих двух показателей связано со сложностями адаптации транспортного рынка к изменению направлений движения грузопотоков, связанных с переориентацией грузов с северо-западного (европейского) направления на южное и восточное.

Так, по некоторым данным, изменение общей погрузки по основным экспортным направлениям в 2021–2022 гг. было следующим: северо-запад – с 198,2 млн т в 2021 году до 162,1 млн т в 2022-м (-18%), восток – с 145,5 до 147 млн т (+1%), юг – с 92,6 до 93,4 млн т (+0,9%), Украина – с 26,4 до 3,2 млн т (-88%). Отдельно отметим перевозки угля. Экспорт через порты Северо-Запада снизился по итогам 2022 года на 15,6% (или на 10,5 млн т). Экспорт назначением в адрес станций Украины снизился практически десятикратно (на 89%, с 14,9 до 1,6 млн т). При этом экспорт российского угля на восток (суммарно в адрес портов Дальневосточного бассейна и погранпереходов с Китаем, Монголией и Северной Кореей) вырос на 0,6%, или на 0,6 млн т, причем весь рост пришелся на экспорт через погранпереходы, а вот экспорт через порты даже снизился на 1%. В то же время экспорт через Юг России (то есть через порты Азово-Черноморского бассейна) увеличился на рекордные 19%, или на 6 млн т.

Таким образом, Восточный полигон в силу недостаточного развития не смог стать тем элементом транспортной системы, который мог бы обеспечить существенное увеличение экспорта.

Ухудшение респондентами оценок выполнения сроков доставки связано в том числе и с тем, что средняя дальность перевозок выросла, что тоже повлияло на соблюдение сроков доставки.

Средняя дальность перевозок всех грузов в 2022 году составила 1946 км, что на 3,5% (или на 66 км) выше, чем в 2021-м. Любопытно отметить, что средняя дальность перевозки каменного угля (во всех видах сообщения) снизилась (с 2826 до 2765 км, то есть на 2,2%, или на 61 км), но средняя дальность его перевозок по России выросла (с 1067 до 1111 км, то есть на 4,1%, или на 44 км). Дальность перевозок большинства грузов промышленного сектора увеличилась, в том числе нефти и нефтепродуктов (+4,4%, или +68 км), черных металлов (+5,1%, или +89 км), лома черных металлов (+10,4%, или +102 км), химикатов (+12,5%, или +290 км). Целлюлозно-бумажная промышленность по этому показателю выделяется особо: рост средней дальности перевозок бумаги составил (+31,8%), то есть на треть (с 2,7 тыс. до 3,6 тыс. км, то есть на 858 км). Также значительный рост средней дальности перевозок зафиксирован по продовольственным товарам – на 15,1%, или на 443 км.

Степень загрузки инфраструктуры по достижению определенного уровня отрицательно сказывается на скоростях доставки и приводит к замедлению оборота вагона (а также негативно влияет и на многие другие параметры перевозки, включая участковую и технические скорости), в том числе из-за увеличения простоев на технических станциях.

И действительно, если мы посмотрим на статистические показатели, то можем увидеть, что оборот вагона, который в начале года составлял 17 суток, в II полугодии находился на уровне 18–19 суток (например, в декабре 2022-го он составил 18,6 суток). Снижаются и показатели участковой и технической скоростей.

Таким образом, как технологические, так и экономические аспекты работы ОАО «РЖД» пользователями железных дорог оцениваются в последние три квартала крайне негативно (правильнее будет сказать, что 2022 год был рекордным по негативным оценкам работы железных дорог за все время проведения ежеквартальных опросов в рамках исследования «Индекс качества» с 2016 года).

Любопытно, что на фоне неудовлетворенности работой ОАО «РЖД» растет оценка грузоотправителями и грузовладельцами работы операторов подвижного состава. Так, оценка ценовой политики операторов респондентами увеличилась с 43 баллов в IV квартале 2021 года до 47 баллов в IV квартале 2022-го (рост на 4 балла), оценка показателя «наличие вагонов нужного типа в необходимом количестве» выросла с 53 баллов в IV квартале 2021 года до 63 баллов в IV квартале 2022-го (рост на 10 баллов).

То есть даже в кризисных условиях государственно-монопольный сектор и сектор, где работают частные конкурирующие компании, оцениваются пользователями совершенно по-разному.

Это позволяет нам понять, какие институциональные особенности (форма собственности, степень конкуренции и т. д.) приводят к положительным результатам, а какие – к отрицательным. Причем не только в спокойных условиях, но и в экстремальных.

Фарид Хусаинов, к. э. н., эксперт Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ

Краткие версии исследования здесь.

Полная версия выпуска исследования за IV квартал 2022 года доступна в личном кабинете.

Напоминаем, что продолжается подписная кампания РЖД-Партнера – на подписку и доставку в 2023 году печатных и электронных версий журналов РЖД-Партнер и РЖД-Партнер Документы, а также на пакеты из этих изданий. Мы приготовили скидки и бонусы для постоянных подписчиков и для тех, кто впервые подпишется на наши журналы.
Компании – участники рынка транспортных услуг, ранее не подписывавшиеся на наши журналы, могут получить бесплатный разовый доступ к электронным версиям журналов РЖД-Партнер и РЖД-Партнер Документы для принятия решения о подписке на 2023 год.

Подписчикам РЖД-Партнера доступны ежемесячные обзоры ставок на предоставление грузовых вагонов.

Подписчики журналов РЖД-Партнер и РЖД-Партнер Документы в качестве бонуса получают бесплатный доступ к исследованию «Индекс качества услуг на железнодорожном транспорте», которое выходит ежеквартально в электронном виде.

Подписывайтесь на издания РЖД-Партнер и будьте в курсе событий транспортного рынка!

Свяжитесь с нами по
тел.: +7 (812) 418-34-99;
e-mail: rasp@rzd-partner.ru.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions