+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
17.12.2021 11:45:05
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Европа возрождает ночные поезда, но пассажиры не покупают билеты

Пандемия COVID-19 продолжает бушевать, но это не повод для Европы отменять планы по переходу на зеленые технологии. Одним из главных пунктов в этой стратегии видится увеличение количества железнодорожных перевозок. В частности, возрождение ночных поездов. Правительство Франции уже объявило, что к 2030 году страна планирует ввести в эксплуатацию около десяти линий ночных поездов. И вот на этой неделе первый состав отправился из Вены в Париж...
Первый пошел!

Легендарный поезд, следующий по маршруту Восточного экспресса, в понедельник вечером отошел от железнодорожного вокзала Вены. Спустя несколько минут журналисты и представители официальной делегации с удивлением обнаружили, что на борту не оказалось ни одного пассажира.

«Должно же было быть много людей», – удивился проводник Ибрагим Уэйд, держа в руках список отсутствующих пассажиров. «Это все пандемия», – быстро нашелся ответ.

Ночные поезда, обслуживаемые австрийской национальной железнодорожной фирмой OBB под брендом Nightjet, предлагают и сидячие места, и более удобные спальные кабины. В некоторых ВИП-вагонах даже есть отдельные душевые, в то время как другим пассажирам приходится мыться в общих.

«Ночной поезд явно ориентирован на деловых путешественников», – сказал Курт Бауэр, начальник отдела поездов дальнего следования OBB. Но и туристам он тоже должен понравиться, добавил он.

Туристам, которые не любят торопиться. И которые любят тратить деньги. Так, поездка из Вены в Париж занимает около 15 ч., цена сидячего билета (поезд, напомним, ночной) – €109, обычного спального места – €154, а ВИП-койки – €194. Авиаперевозчик Ryanair домчит из Вены в Париж за 2 ч. и €23.

«Зальцбург, город Моцарта, находится вдоль маршрута. Как и Страсбург и Мюнхен», – сообщается в описании поезда. Однако создатели забывают, что поезд ночной, поэтому смысла в том, что он проходит через живописные и знаковые места, для туристов нет.

«Именно бюджетные авиакомпании уничтожили Восточный экспресс более десяти лет назад, и полеты остаются главным конкурентом поездок на дальние расстояния на поезде, – признаются сторонники проекта. – Но наши клиенты все более и более чувствительны к экологическим аспектам. Особенно молодежь, но не только. Во время перелета выделяется примерно в 10 раз больше CO2, чем во время поездки по железной дороге».

Где логика?

В 2016 году именно австрийский оператор загорелся возрождением ночных поездов. В качестве первого пункта назначения был выбран Париж. Теперь три поезда в неделю будут совершать 1400-километровый рейс между двумя столицами. В следующем году Nightjet планирует запустить ночной маршрут Париж – Берлин, а в конце 2023-го надеется запустить ночные поезда между Берлином, Брюсселем, Парижем и Веной. Nightjet также планирует создать маршрут Цюрих – Барселона, который по пути будет делать остановки в Женеве и Лионе.

Французское правительство также хотело бы, чтобы ночные поезда связывали Париж с Барселоной, Копенгагеном, Мадридом, Римом и, возможно, даже со Стокгольмом. Совсем недавно министр транспорта Франции объявил о планах по новому проекту, который поможет увеличить количество поездов, курсирующих в ночное время. Этот проект, стоимость которого, как ожидается, составит не менее €800 млн, будет реализован в период с 2026 по 2030 год.

Комментируя решение о вводе в эксплуатацию дополнительных линий ночных поездов, правительство Франции отметило, что «инвестиции в железную дорогу означают инвестиции в будущее».

Премьер-министр Франции Жан Кастекс открыл ночной поезд из Парижа в Ниццу еще в мае. Во время инаугурации он заявил, что этот проект поможет укрепить экономику страны, уровень занятости и инновационную сферу.

Ночной поезд Париж – Ницца действительно легендарен. Le Train Bleu – икона начала XX века, он принимал на борту Агату Кристи, Коко Шанель, Марлен Дитрих и многих других знаменитостей. Ночной маршрут Париж – Ницца прекратил существование в 2017 году. От Le Train Bleu осталось только название, которое сегодня носит роскошный ресторан.

Решение было основано на том факте, что ночные поезда не приносили достаточного дохода, скоростные поезда и самолеты победили в этой гонке за пассажира. По данным французской финансовой газеты Les Echos, €100 государственных субсидий были потрачены на каждый купленный билет на ночной поезд, что составляет 25% от общего объема убытков, понесенных нескоростными железнодорожными перевозками. Но проект по ночным поездам вновь расчехлили, хотя никаких предпосылок к успешной его реализации не появилось.

Наполеоновские планы

В результате различных факторов, включая пандемию COVID-19 и требования к более экологичным поездкам на уровне ЕС, в 2020 году президент Франции Эммануэль Макрон внезапно объявил о решении правительства возобновить движение ночных поездов. И это на фоне различных ограничений, действующих в отношении поездок.

«Сегодня вечером мы вновь открываем то, чем, возможно, слишком быстро пожертвовали», – сказал Кастекс, садясь в поезд в мае.

Французское правительство уже выделило €100 млн на возобновление ночных поездов, из которых €40 млн пойдут на реконструкцию ночного поезда Париж – Ницца, включая обеспечение подключения Wi-Fi.

Чтобы сделать его более привлекательным для клиентов, цены будут варьироваться от €19 до €39 за откидывающееся сиденье или спальное место второго или первого класса. 

«Путешествуйте на нашем ночном поезде от €19», – говорится на официальном сайте перевозчика SNCF. Койка в купе первого класса обойдется всего в €39, гласит реклама. Однако купить билет за €19 возможно только за месяц до поездки. Если уехать нужно в ближайшие дни, то такое путешествие обойдется в €160. Составит оно 13 ч. в пути. Улететь из Парижа в Ниццу можно хоть завтра за €11 авиакомпанией EasyJet. Время в пути – 1 ч. 25 мин.

Еще больше невостребованного сервиса!

Ночной поезд Париж – Ницца станет не единственным, который будет перезапущен, так как французское правительство планирует перезапустить еще несколько маршрутов до 2030 года: Бордо – Марсель, Дижон – Марсель, Лион через Иль-де-Франс и Париж – Тулуза.

Оживление маршрутов ночных поездов не будет ограничено только Францией, но станет включать и другие европейские направления. К концу года планируется начать курсирование по маршруту Вена – Монако – Париж, а ночной поезд Париж – Берлин будет курсировать с 2023 года, выдают наполеоновские планы железнодорожники.

Однако невозможно возродить то, что навсегда устарело. Если роскошные туристические поезда с красивыми интерьерами еще могут найти своего клиента, хотя и редкого, то основной клиент 13-часовой тряски на тесных койко-местах за €150 – это, вероятно, аэрофоб или страстный фанат железных дорог.

Карта начала 1990-х гг. показывает, насколько обширной когда-то была сеть ночных железных дорог с маршрутами из Парижа в Берлин, из Варшавы в Будапешт, из Амстердама в Прагу и из Парижа в Мадрид. Были даже планы создания «Ночной звезды», сестры Eurostar, только ночной, которая должна была доставлять пассажиров через недавно открытый (в 1994 г.) тоннель Ла-Манша из Лондона в Мадрид.

Но бюджетные авиалинии похоронили эти проекты. Внезапно путешественники смогли летать по всей Европе по выгодным ценам, благодаря бизнес-модели, которая опиралась на массово субсидируемое авиационное топливо. В то же время железнодорожные компании отделили эксплуатацию путей от надзора за инфраструктурой. Плата за доступ к путям увеличила стоимость проезда.

В декабре 2012 года перевозчик Elipsos остановил ночные поезда между Барселоной и Цюрихом, а также Барселоной и Миланом. Год спустя в последний рейс отправился ночной поезд между Римом и Парижем. А в 2014-м поезд Deutsche Bahn (DB) совершил последнюю поездку из Берлина в Париж. DB полностью прекратил движение ночных поездов в 2016 году.

Эксперты уверены, что никаких оптимистичных прогнозов в отношении ночных поездов не может быть. Такой подвижной состав дороже в обслуживании, поэтому снизить цены до конкурентоспособных с авиабилетами невозможно. Единственный козырь – это экология. Можно только продолжать взывать к совести клиентов, которые, сделав выбор в пользу долгой, дорогой и неудобной дороги, сделают планету немножечко чище.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions