+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
15.08.2018 13:07:54
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Экспортный потенциал локомотивостроительной отрасли России

Мировые тренды в развитии локомотивостроения движутся в сторону энергоэффективного потребления путем использования топливных элементов (водород, сжиженный газ) и электрической тяги (литий-ионные батареи).
Будущее локомотивостроения

Железнодорожный тяговый подвижной состав (ТПС) трансформируется в более экологически чистое средство передвижения. К 2050 году основными источниками энергии станут ветер, солнце, рекуперация энергии – например, в торможении, прогнозирует генеральный директор Molinari Rail Systems GmbH Ян К. Хардер. Солнечные панели активно будут использоваться для вспомогательных систем, для тяговой системы в городских условиях.

В июле 2018 года Министерство транспорта и инфраструктуры ФРГ сертифицировало первый пассажирский поезд в мире, работающий на водородных топливных элементах, Alstom Coradia iLint. Экологически чистый состав допущен к пассажирским перевозкам на сети железных дорог Германии. Гидрогенные поезда станут экологичной и экономичной альтернативой для работы на линиях с небольшой загрузкой, считает уполномоченный представитель федерального правительства Германии по железнодорожным перевозкам Энак Ферлеманн. Вместимость поезда – 300 пассажиров, включая 150 сидячих мест.

Эксплуатация двух прототипов Coradia iLint начнется в августе по неэлектрифированному железнодорожному маршруту Букстехуде – Куксхафен в Нижней Саксонии (север Германии). Всего французский производитель поставит второй по величине федеральной земле Германии 14 таких поездов к 2021 году с опционом еще на 33 состава. Правительство Нижней Саксонии планирует запустить водородные поезда между Куксхафеном, Бремерсхафеном, Бремерферде и Букстехуде.

Впервые поезд Coradia iLint был представлен Alstom в сентябре 2016 года. Топливные ячейки состава размещены на крыше локомотива, они питают электричеством литий-ионные аккумуляторные батареи, те, в свою очередь, обеспечивают энергией все бортовые системы и электромоторы поезда. На одной заправке состав способен проехать 800 км и достигать скорости 140 км/ч. Правительство Германии софинансировало разработку Coradia iLint, предоставив Alstom грант в размере €8 млн.

Власти США, Канады и стран ЕС уже активно внедряют стимулирующие меры по ускорению освоения технологий экологически чистого транспорта, в частности тягового подвижного состава и его коммерческого применения.

В июле текущего года Министерство транспорта Канады приступило к реализации 5-го раунда академической программы «Чистая железная дорога», направленной на финансирование проектов по разработке энергоэффективных технологий на железнодорожном транспорте. Бюджет нового раунда инвестиций, который составил $190,1 тыс., будет поделен между десятью инженерными проектами (по $19 тыс. на каждый). Первым получил грант Уинсорский университет на разработку энергосберегающего дизельного локомотивного двигателя, работающего на водородных смесях и дизельном топливе.

Спустя месяц Еврокомиссия одобрила инвестиционную программу Германии стоимостью €500 млн, направленную на увеличение доли энергосберегающего железнодорожного транспорта в грузовых перевозках. Правительство ФРГ планирует возместить расходы операторов на покупку гибридных и энергосберегающих локомотивов до 50% от их стоимости. Для получения субсидии компаниям придется продемонстрировать результаты повышения энергоэффективности своего транспорта за год работы как минимум на 1,75%. К 2020 году порог повысят до 2%. Реализация проекта, спонсируемого из бюджета ЕС, рассчитана на 2018–2022 гг.

Производство локомотивов сократилось

Общая стоимость отгруженной продукции российского железнодорожного машиностроения в 2016 году составила $6,4 млрд. Локомотивы заняли 15,7% от общей суммы ($1 млрд). Всего было выпущено 652 локомотива: 227 секций магистральных тепловозов, 260 магистральных электровозов, 149 маневровых и промышленных тепловозов и 16 маневровых и промышленных электровозов.

В 2017 году производство локомотивов российскими предприятиями в стоимостном выражении выросло на 16,7%, до $1,2 млрд. Однако в количественном выражении к 2016-му показатель снизился на 4%: магистральных тепловозов было выпущено 197 ед. (-11,3% к 2016 г.) магистральных электровозов – 225 ед. (-11,8% к 2016 г.), маневровых и промышленных тепловозов – 197 ед. (+24,4% к 2016 г.), маневровых и промышленных электровозов – 7 ед. (-43,7% к 2016 г.), следует из отчета «О промышленном производстве в 2017 году» Федеральной службы государственной статистики.

В I полугодии 2018-го было произведено 382 локомотива: 155 магистральных электровозов, 2 промышленных электровоза, 110 секций магистральных тепловозов и 115 маневровых и промышленных тепловозов, сообщили в Минпромторге.

В текущем году доли различных видов в общем количестве выпущенных локомотивов по сравнению с минувшим годом практически не изменились: доля магистральных и маневровых электровозов составила около 40% от общего количества произведенных локомотивов, примерно по трети в общем объеме заняли магистральные, а также маневровые и промышленные тепловозы. В целом по итогам минувшего года индекс промышленного производства страны вырос на 1%.

От Кубы и Ирана до стран Балтии

Российские локомотивостроительные предприятия сегодня чувствуют себя уверенно, считает заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Сергей Белов: «Выручки хватает и на проведение модернизации производств, и на разработку новой продукции. В то же время сохраняется потребность в освоении производства ряда комплектующих, в частности силовой электроники, накопителей энергии и топливной аппаратуры».

В 2017 году для реализации международных проектов «Трансмашхолдинг» создал компанию «ТМХ Интернешнл», которая занимается развитием бизнеса холдинга в Южной Африке, Венгрии, Казахстане, Иране, Египте и на Кубе.

В Аргентине «ТМХ-Аргентина» (входит в состав АО «Трансмашхолдинг»), заключила контракт на модернизацию подвижного состава и взяла для организации этой работы в аренду депо. За 24 месяца предприятие отремонтирует 24 тепловоза и 160 пассажирских вагонов.

Для Сербских железных дорог в период 2010–2017 гг. было построено 39 дизель-поездов.

В минувшем году локомотивостроительное предприятие «Уральские локомотивы» (СП Siemens AG и ЗАО «Группа «Синара») согласовало поставку нескольких десятков грузовых локомотивов в Иран.

ЗАО «Группа «Синара» в период с 2017 по 2021 год поставит на Кубу 75 маневровых тепловозов серии ТГМ8КМ. Проект реализуется при поддержке Минпромторга России и Российского экспортного центра. В ноябре 2017-го производитель поставил первую партию из семи тепловозов. Следующая партия из восьми тепловозов была отгружена в декабре и поступила в порт Гаваны в середине января. В 2018 году в рамках контракта будет отгружено уже 28 единиц.

Машины с улучшенными технико-экономическими характеристиками мощностью 882 кВт (1,2 тыс. л. с.) предназначены для маневровой работы на железнодорожных путях колеи 1435 мм в условиях влажного тропического климата.

В том числе планируется поставка путевых машин в Индию, Исламскую Республику Пакистан и Исламскую Республику Иран.

Большие ожидания российского экспорта

Перспективы системного экспорта локомотивов напрямую зависят от успехов России в получении контрактов на модернизацию существующих или строительство новых транспортных систем под ключ, где предполагается комплексное оказание услуг: строительство путей, внедрение СЦБ, поставка подвижного состава. Наибольшую потребность в таких проектах сегодня демонстрируют страны Юго-Восточной Азии и Океании, Латинской Америки, Северной Африки и Ближнего Востока, подчеркивает С. Белов.

В целях повышения конкурентоспособности российской железнодорожной техники на внешних рынках Минпромторг разработал проект Стратегии развития экспорта железнодорожного машиностроения. Как следует из программного документа, развитие экспортных поставок ТПС позволит производителям преодолеть спад производственных объемов в связи с низкой базой заказов на внутреннем рынке.

Стимулирующая мера предполагает субсидирование процентных ставок по кредитам и компенсацию налоговых сборов. Одним из основных стоп-факторов, сдерживающих экспансию российскими машиностроителями иностранных рынков, представителями Минпромторга была названа ценовая конкуренция с китайскими компаниями.

Однако, по мнению представителей Минпромторга, российские производители тягового подвижного состава уже хорошо зарекомендовали себя на внешних рынках, их продукция соответствует мировому уровню и может конкурировать с другими лидерами в отрасли локомотивостроения, такими как CRRC, Siemens-Alstom, General Electric и EMD, Bombardier, Kawasaki и CAF.

Российский тяговый подвижной состав экспортируется в Литву, Латвию, Монголию, Узбекистан, Казахстан, Беларусь и на Кубу. Экспортные поставки растут, с 2015 года они увеличились в 2 раза – в 2017-м за границу было поставлено 36 тепловозов на сумму около $42 млн.

Наиболее перспективными рынками сбыта являются Европа, СНГ, Африка, Латинская Америка, Иран и Египет. Потенциально перспективные рынки – Центрально-Восточная Европа, Южная Азия и Ближний Восток.

“В соответствии с этим документом (Стратегия развития экспорта продукции железнодорожного машиностроения. – Прим. ред.) ожидаемый объем экспорта продукции железнодорожного машиностроения в ближайшие 7 лет увеличится приблизительно в 2 раза, с $585 млн по итогам 2017 года до $1,2 млрд к 2024 году. Целевых показателей планируется достичь путем расширения географии поставок российской продукции, а также увеличения поставок на уже имеющиеся рынки сбыта”, – прогнозируют в Минпромторге.

Новые производственные приоритеты

Перед ведущими производителями локомотивной техники стоят следующие задачи:

* Снижение выбросов загрязняющих веществ на 70% по сравнению с локомотивами предыдущих поколений;

* Освоение системы динамического торможения для сокращения износа колес и тормозной системы на 20–40%;

* Освоение системы поосного регулирования тяги для повышения тягового усилия локомотива и предотвращения боксования.

В сфере обслуживания подвижного состава с целью повышения качества обслуживания и ремонта компании разрабатывают системы мониторинга состояния техники. «Например, концепция вычислительной сети физических предметов (IoT) будет использоваться для прогноза предстоящих отказов техники и повышения ее эффективности», – считает заместитель генерального директора, главный инженер ОАО «РЖД» Сергей Кобзев.

Это позволяет оперативно локализовать дефект, спланировать логистику запчастей и других ресурсов, провести плановый ремонт. По прогнозам Минпромторга России, массовое внедрение цифрового мониторинга сократит время простоя подвижного состава на 30%.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions