+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
14.12.2021 17:30:05
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Контейнерный рекорд, или Первый миллион российского транзита

13 декабря войдет в историю РЖД как день рекорда на контейнерном рынке. Накануне был перевезен миллионный контейнер из Китая в Европу. Груз отправился из китайского Чунцина на финскую станцию Вуосаари в составе регулярного контейнерного транзитного сервиса АО «ОТЛК ЕРА» Достык – Бусловская. В контейнерах – сборный груз: товары народного потребления, автокомпоненты, торговое оборудование и т. д.
Глава ОАО «РЖД» Олег Белозеров заявил, что компания шла к этому показателю целенаправленно, обеспечивая для клиентов надежность, скорость и экологичность контейнерного транзита. По итогам текущего года планируется перевезти еще 100 тыс. TEU плюсом.

Перевозка миллионного транзитного контейнера – не просто очередное достижение на сети, но и своего рода предварительный итог многолетнего активного роста этого рынка. Объем транзитных контейнерных отправок увеличивался на протяжении нескольких лет. С начала года они выросли в 1,4 раза – в январе – ноябре в транзитном сообщении было отправлено 977,5 тыс. ДФЭ.

В компании «РЖД» такую динамику объясняют конкурентоспособными тарифами, сроками перевозки и развитием сервиса. Как комментировал недавно заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник ЦФТО Алексей Шило, прирост транзита стал возможен также благодаря росту генеральных грузов, в том числе нефтепродуктов из Белоруссии и Казахстана. Транзитный прирост достигнут по маршруту через Казахстан – на 29,4%, по маршруту через Забайкальск – на 72,5%. На трансмонгольском маршруте транзит вырос в 4 раза.

По прогнозам, контейнерный рынок продолжит свой рост. Во-первых, торговля между ЕС и КНР будет расти на 4% ежегодно до 2035 года, что дает новые возможности для новой грузовой базы и новых маршрутов. И как отмечает генеральный секретарь КСТП Геннадий Бессонов, у российского транзита есть резерв роста. Для российской транспортно-логистической отрасли контейнеры – это именно драйвер развития, который дает мультипликативный эффект и который нужно развивать и поддерживать. Но для этого необходимо развитие и модернизация инфраструктуры, в том числе Восточного полигона, современных контейнерных терминалов и погранпереходов, внедрение новых технологий.

Во-вторых, перед его участниками стоят четкие задачи по наращиванию объемов.

Напомним, что, согласно майскому указу президента РФ, объем транзитных перевозок контейнеров железнодорожным транспортом должен быть увеличен к 2024 году в 4 раза. Согласно Комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, годовой транзит контейнеров к 2024 году должен составить 1,7 млн TEU.

Согласно Транспортной стратегии до 2035 года, прогнозный объемов транзитных контейнерных грузов всеми видами транспорта по направлении Восток – Запад морем через Суэцкий канал вырастет с 14,1 млн TEU по итогам 2019 года с 21,4 млн TEU по итогам 2035 года; в направлении Восток – Запад через территорию РФ – с 0,6 до 3,7 млн TEU, по направлению Восток – Запад по Северному морскому пути – с 0 до 0,4 млн TEU и в направлении Север – Юг через территорию РФ – с 0 до 0,1 млн TEU. В целом при сохранении динамики контейнеризации к 2035 году уровень контейнеризации грузов может вырасти с 8,2% в 2019 году до 16–20%.

Но для реализации всех запланированных объемов, по мнению разных участников рынка, помимо развития инфраструктуры, сегодня нужно предусмотреть и внедрить ряд мер, как например, введение дифференцированных тарифов для разных типов грузов. Также возможность сохранения некоторых преференций, моделирование возможных механизмов гибкого тарифообразования, строительство мультимодальных транспортно-логистических центров, увеличение объемов контейнерного парка и т. д.

Сегодня изменилась сама структура контейнерного рынка, и к ней нужны новые подходы, настаивают операторы. Сейчас прирост контейнеризации идет именно за счет транзита. По факту постоянно возрастающее тарифное ценовое давление привело к снижению темпов роста контейнерных перевозок по всем видам сообщения (кроме транзита) в 1,5 раза. На внутренние рынки это падение составило около 6%, на экспорт – около 9%. Импортные перевозки отстают от транзитных примерно в 3 раза.

И к старым проблемам сегодня из-за пандемии добавились новые – рост интереса грузовладельцев к маршрутам через Россию вылился в переполненные порты, нехватку флота и задержку отправки грузов для северо-восточных регионов РФ. Эти трудности стали примером глобального сбоя логистики. На сегодня все вопросы на Дальнем Востоке решаются в ручном режиме и ситуация с северным завозом постепенно стабилизируется.

Но несмотря на ряд препон в целом участники контейнерного рынка настроены оптимистично. Еще 5 лет назад поток транзитных грузов, идущих из Китая в ЕС, составлял всего 60 тыс. контейнеров в год, в прошлом году данный показатель достиг 600 тыс. По итогам года он составит 1,1 млн ДФЭ.

В целом же РЖД надеются, что перевозка контейнеров по сети железных дорог по итогам этого года может составить 6,5 млн TEU. Конечно, даже с учетом всех обозначенных сложностей эта цифра – существенный резерв для повышения эффективности.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions