+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
02.04.2021 11:37:06
Водный транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Нужен ли Санкт-Петербургу морской порт? Часть 1

Президент АО «Трансмашхолдинг» (ТМХ) Андрей Бокарев направил на имя президента России письмо (копия имеется в распоряжении РЖД-Партнера) с предложением освободить территорию Большого порта Санкт-Петербург (примерно 600 га) под редевелопмент, а стивидорные мощности перенести в порт Усть-Луга.
При этом было отмечено, что порт в Усть-Луге используется сейчас только на 40%. Перевод туда мощностей позволит сократить сроки транзитного времени на 2 суток и избавит от потребности в ледокольной проводке судов.

В письме указано, что проект оценивается в 440 млрд руб. Тем не менее он выглядит рентабельным и может быть реализован за счет средств инвесторов с использованием механизма ГЧП и средств ВЭБ РФ. А если учесть, что на депозитах последнего размещены часть средств Фонда национального благосостояния, то деньги могут быть позаимствованы и оттуда.

В своей резолюции президент РФ Владимир Путин поручил премьер-министру Михаилу Мишустину проработать эту идею с причастными министерствами и субъектами Федерации. Первый вице-премьер Андрей Белоусов уже провел первое совещание, по итогам которого Минтрансу России, Минэкономразвития России и Росимуществу было поручено представить свое заключение о проекте до 8 апреля 2021 года.

В чем суть проекта

Как пояснили эксперты, за последние годы тема переноса порта из центра города на Неве становится предметом широкого общественного обсуждения уже не в первый раз. К ней возвращаются все чаще и чаще. И раз от раза повышается уровень дискуссий. Если ранее тема озвучивалась на уровне властей Санкт-Петербурга, то сейчас вынесена на правительственный уровень.

Уточним, что имеется в виду. Это:

– собственно перемещение портовых мощностей из исторической части Большого порта Санкт-Петербург (I–IV грузовые районы);

– перемещение мощностей судостроительных, судоремонтных и машиностроительных предприятий (инициатива выходит далеко за рамки границ порта, несмотря на свое название – «Редевелопмент территорий Большого порта Санкт-Петербург»);

– перемещение и развитие объектов социально-технической инфраструктуры города (перемещение комплекса очистных сооружений о. Белый, развитие транспортных коммуникаций, включая метро, инженерно-технических сетей, формирование набережных, создание зон рекреации);

– решения в рамках экологического аспекта (изучение экологического состояния и рекультивация территории и акватории (в т. ч. дна), уточнение стоимости рекультивации);

– получение ответов на юридические вопросы, связанные с компенсациями (недвижимость в частной собственности, земельные участки, причальные сооружения, строения порта (производственные, складские, административные, железнодорожная инфраструктура), включая то, что делать в связи с наличием в зоне стивидорного бизнеса двух крупных инвестпроектов, которым придан статус стратегических для Санкт-Петербурга);

– поиск способов компенсации выпадающих доходов городского бюджета и сокращаемых рабочих мест для жителей города;

– получение ответов на комплекс вопросов, связанных с обустройством перемещаемых мощностей на новом месте (выделение дополнительных земель для порта Усть-Луга собственникам выводимых мощностей, развитие подходов к его причалам, решение сопутствующих кадровых и социальных вопросов).

Переориентация причалов на муниципальные нужды

По мнению директора аналитического центра «Дорн» Андрея Карпова, поскольку инициатива носит сложный, многоаспектный и системный характер, то эффективно она может быть реализована только в виде комплексного проекта, а не как сумма локальных инициатив. Масштаб подобного проекта предполагает участие в его реализации не только федерального центра, властей Санкт-Петербурга и Ленинградской области, но и частного капитала. Поэтому он не может быть реализован чисто административными мерами и требует создания экономических стимулов для участия в нем бизнеса.

При этом в городе на Неве должна быть оставлена по крайней мере часть терминалов. Правда, структура их грузопотоков должна измениться, поскольку стивидорам целесообразно сосредоточиться на перевалке грузов:

– потребляемых и генерируемых экономикой города и его жителями;

– транзита, имеющего системообразующий характер для Санкт-Петербурга и повышающего конкурентоспособность его экономики (например, это контейнерные, накатные и рефрижераторные грузы). Перевалка этих грузов не должна ни прерываться, ни сокращаться. Более того, город заинтересован в увеличении данных грузопотоков, что предполагает создание пропускной способности с запасом мощностей над фактически переваливаемыми объемами.

Достичь этого можно, поэтапно перемещая портовые мощности и развивая новые площадки в пределах административных границ Санкт-Петербурга за пределами плотной городской застройки. Такой подход позволит и частично скомпенсировать потери городского бюджета и рабочих мест от редевелопмента.

Политическое решение

По мнению А.Карпова, инициатива требует прежде всего политического решения. В зависимости от него следует определить варианты реализации проекта либо принять аргументы, почему это сделать невозможно.

Заметим, что вопрос обустройства на новом месте перемещаемых судостроительных, судоремонтных и машиностроительных мощностей в рамках инициативы не проработан никак вообще. И вопрос комплексного градостроительного развития высвобождаемых территорий на данном этапе также оставлен за скобками.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions