• Ставка на полувагон
    987
    17.9 %
    руб./сут.
    июль 2021
  • Индекс качества I КВАРТАЛ 2021Г. - 66 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 73.85 -0.25 EUR ЦБ РФ 86.99 -0.33
    BTC 40064.53 usd BTC 2945944.89 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
23.06.2021 10:51:55
Водный транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Доплыть до лидера: Россия стремится укрепить сотрудничество с Кореей в сфере судостроения

Южная Корея лидирует на мировом рынке судостроения. Неудивительно, что торговые связи между Россией и Кореей в этом сегменте в последние годы стремятся к укреплению.
Доплыть до лидера: Россия стремится укрепить сотрудничество с Кореей в сфере судостроения
Громкие слова и большие планы

В торговле судами, лодками и плавучими конструкциям в 2020 году по сравнению с 2019-м был зафиксирован прирост экспорта и импорта в денежном выражении на $122 млн и $173 млн соответственно. По итогам 2020 года вследствие пандемии товарооборот между двумя странами в целом сократился на 19%, до $19,6 млрд, зато за 4 месяца 2021-го произошел рост на 34,3%, до $9 млрд. «Совершенно очевидно, что судостроение является таким сегментом экономики, который имеет потенциал не только для восстановления объемов товарооборота, но и для его дальнейшего роста и развития двусторонних отношений», – отметил заместитель директора департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России Алексей Исачкин в рамках конференции «Россия – Республика Корея: возможности и перспективы сотрудничества в области судостроения».

Работа по укреплению торговых связей ведется в рамках концепции «Девять мостов», в которой выделено девять ключевых направлений инвестиционного взаимодействия России и Кореи. Стороны приняли ее в начале 2019-го, а через полтора года актуализировали. Этот план включает двусторонние проекты в таких областях, как энергетика, железные дороги и инфраструктура, судостроение, порты и судоходство, здравоохранение, сельское и рыбное хозяйство, инвестиции, инновации, а также культура и туризм.

Руководитель группы по судостроению Министерства торговли, промышленности и ресурсов Республики Кореи Джин Ён Юн в своем приветственном слове также отметил, что судостроение вносит значимый вклад в развитие российско-корейских отношений. «Пандемия не только не приостановила двустороннее сотрудничество, но и укрепила решимость работать вместе», – подчеркнул он. Заместитель председателя Ассоциации судостроения и морских технологий Кореи Бен Чхоль Ли подтвердил, что сотрудничество в сфере судостроения активизировалось, и выразил надежду, что обе страны будут развивать новые направления взаимодействия.

Эксперты считают, что, помимо участия в заказах на строительство готовых судов, Россия и Корея имеют перспективы сотрудничества в сфере производства судового комплектующего оборудования с учетом приоритетных направлений развития экономики двух стран. При этом безусловными точками дальнейшего роста двусторонней торговли называют несырьевой экспорт и глубокую промышленную кооперацию.

В настоящее время уже реализуется ряд совместных проектов. В первую очередь речь идет об участии корейской стороны в производственной программе судостроительного комплекса «Звезда» в качестве разработчика проектов крупнотоннажных судов, поставщика оборудования и партнера по обучению персонала.

А. Исачкин добавил, что в настоящее время ведется проработка возможности привлечения корейских компаний на российский рынок в целях локализации производства в рамках «Звезды» и в дальнейшем формирования промышленного технопарка в области судового комплектующего оборудования на территории опережающего социально-экономического развития «Большой камень». На мощностях Амурского судостроительного завода предусмотрены площади для корейских изготовителей судового комплектующего оборудования.

Заместитель генерального директора ССК «Звезда» – директор по проектам Константин Глобенко подтвердил, что часть проектов компании реализуется в тесном партнерстве с Hyundai Heavy Industries и Samsung Heavy Industries, с которыми созданы СП. Отдельного внимания заслуживают танкеры класса Aframax. Первый из них, «Владимир Мономах», был спущен на воду в мае 2020 года.

Кроме того, он подчеркнул, что на базе «Звезды» создается судостроительный кластер, в котором могут участвовать корейские компании. В приоритете – проекты локализации. Для этого создаваемый индустриальный парк «Большой камень» предоставляет в аренду земельные участки, складские и производственные площади.

Представитель Samsung Heavy Industries Тэгван Ким также акцентировал внимание на важности обучения специалистов в рамках реализации совместных проектов строительства арктических судов.

При этом заместитель директора департамента стран Азии, Африки, Латинской Америки Минпромторга России Вячеслав Сердюков считает, что в настоящее время использован не весь потенциал возможного российско-корейского взаимодействия. Он призвал более активно пользоваться преференциями, которые предоставляются на территории опережающего развития «Большой камень».

Ответный ход

Торговый представитель Российской Федерации в Республике Корее Александр Масальцев подчеркнул, что хотя Республика Корея обладает сильными компетенциями, при этом и России есть чем поделиться. СПГ-технологии, проектирование и производство роботизированных средств обнаружения и спасения на море, разработка систем и оборудования для безэкипажного судоходства – все эти направления, по мнению А. Масальцева, могут привести к открытию новых совместных предприятий. На корейских мощностях, по его словам, уже размещаются российские заказы на газовозы, нефтяные и челночные танкеры и другие типы судов. На ССК «Звезда» строятся суда класса Aframax.

Советник президента Объединенной судостроительной корпорации, президент НТО им. А. Н. Крылова Владимир Никитин отметил, что российско-корейские отношения имеют для ОСК первостепенное значение. Он рассказал, как развивается совместный проект строительства судов по принципу распределенной верфи. Он позволяет создавать крупные морские сооружения силами сразу нескольких предприятий по модульному принципу, при этом задействовать необходимые мощности, сократить время строительства, а также равномерно загрузить работой различные верфи. Также в центре внимания ОСК – внедрение контрактов жизненного цикла, формирование судостроительного кластера на территории России, в планах – организация СП, контрактных производств, сотрудничество в области производства судового комплектующего оборудования, отвечающего требованиям экологии. ОСК намерена продолжать сотрудничество с корейской стороной в сфере проектирования судов ледового класса, создания плавучих энергетических блоков, проведения аварийно-спасательных работ в Арктике и пр.

Генеральный директор отраслевого центра МАРИНЕТ Александр Пинский предложил реализовать пилотный проект автономного судовождения в Корее. По его словам, Россия является первой страной, которая начинает широкое применение автономных коммерческих судов, и здесь открываются большие возможности для кооперации с иностранными коллегами.

В 2019 году несколько судоходных и технологических компаний при поддержке Минпромторга России и Минтранса России начали проект по автономной навигации, его стратегическая цель – сделать возможным практическое применение технологий с 2021 года. Впервые в мире Федеральное агентство морского и речного транспорта России опубликовало рекомендации к международным правилам предотвращения столкновения судов. На уровне национального законодательства разработаны правовые нормы, которые позволяют судоходным компаниям использовать автономные суда под флагом России. В соответствии с постановлением правительства РФ с 2021 года начинается эксперимент национального масштаба.

Один из важнейших элементов новой технологии – оптическая система, эквивалент человеческого зрения. Десятки камер обеспечивают постоянное наблюдение под 360 градусов в ближней и дальней зонах, идентифицируют объекты и передают информацию в автономную навигационную систему и на пульт дистанционного управления, который позволяет оператору видеть обстановку в различных режимах. Автономная навигационная система определяет опасные объекты и формирует маневры расхождения для безопасного маневрирования по существующему международному законодательству. Пульт дистанционного управления позволяет наблюдать за судном и при необходимости брать оператору управление на себя.

Пилотный проект был начат в 2019 году. В сентябре 2020-го начались испытания, в декабре комплекс получил одобрение Морского регистра судоходства, а с февраля 2021 года проводятся испытания в реальных условиях, в режиме коммерческой эксплуатации. Периодически капитан включает режим автономной навигации. Симбиоз режимов управления предполагает, что в открытом море в типовых ситуациях можно применять автоматический режим, в нестандартных ситуациях – осуществлять дистанционное управление, а где есть правовые и другие ограничения – ручное управление экипажем на борту (лоцманская проводка и пр.). Как рассказал А. Пинский, вскоре планируется завершить опытную эксплуатацию, провести демонстрационные рейсы, в октябре ожидается принятие последних законов, после чего можно будет приступить к национальному эксперименту. Уже есть ряд соглашений на оснащение более 20 судов. После завершения испытаний и подписания ФЗ эти суда смогут получить класс автономности и начать работать. По мнению эксперта, уже в 2022–2023 гг. можно создать условия для широкого применения автономных судов в Республике Корее.

От локализации не уйти

Для успешного сотрудничества предстоит также решить вопросы локализации. Начальник Центра импортозамещения и локализации судового комплектующего оборудования АО «ЦНИИ «Курс» Дмитрий Стоянов отметил, что в апреле 2021 года были внесены изменения в постановление правительства № 719 с введением балльной системы при производстве промышленной продукции в России. Сгруппировано 75 типов судов, 10 технологических операций, 110 типов общесудового оборудования, 16 судовых систем и 126 типов специального оборудования. По каждой позиции назначается определенное количество баллов – от 5 до 500 в зависимости от ее весомости в общей стоимости судна. Максимально можно набрать около 7500 баллов.

В переходный период до 2023 года уровень локализации должен составлять порядка 40% (это 2300 баллов), в дальнейшем он будет нарастать, потому что Россия заинтересована в том, чтобы строить суда на своей территории. Будут уменьшаться прямые поставки готовых судов из-за рубежа. При этом форматы локализации могут быть разные – от строительства собственных заводов до подбора технологических партнеров среди российских компаний.

Все это потребует от корейских коллег большей включенности в расширение своего присутствия на территории России для сохранения комфортного объема сотрудничества.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 1998-2021 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions