• Ставка на полувагон
    795
    22.1 %
    руб./сут.
    май 2021
  • Индекс качества I КВАРТАЛ 2021Г. - 66 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 73.17 -0.03 EUR ЦБ РФ 87.07 0.17
    BTC 33625.56 usd BTC 2447268.26 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
19.05.2020 12:21:21
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Индекс качества РЖД-Партнера: в чем запас прочности?

Индекс качества РЖД-Партнера: в чем запас прочности?
В I первом квартале 2020 года общая величина Индекса составила 67 баллов (что на 6 баллов выше I квартала 2019 г. и на 2 балла – IV квартала 2019 г.). Очевидно, что, помимо сезонного фактора, положительная динамика Индекса обусловлена и снижением объемов перевозок из-за развития пандемии коронавируса. Однако, несмотря на то, что по большинству критериев исследования наблюдается положительная динамика, при оценке критических точек наблюдается значительное снижение качества. Так в чем же кроется секрет столь позитивного настроя респондентов?

Основными драйверами роста (к прошлогоднему уровню) стала динамика следующих показателей: «стоимость услуг ОАО «РЖД» (рост с 50 до 54, +4 балла), «стоимость услуг компаний-операторов» (рост с 42 до 59, +17 баллов), «наличие вагонов нужного типа в необходимом количестве» (рост с 60 до 78, +18 баллов) и смежный показатель «полнота удовлетворения спроса на перевозки» (с 61 до 67, +6 баллов). Эти же показатели подросли и по отношению к предшествующему кварталу.

«Ранее Индекс достигал или превышал данное значение в период с февраля 2014-го по декабрь 2015 года. Затем последовало существенное снижение значений Индекса, и в течение 4 лет (2016–2019 гг.) они не поднимались до данного уровня, – напоминает Юрий Соколов, директор Института экономики и финансов РУТ (МИИТ), д. э. н., профессор. – После минимума в III квартале 2018 года (58 баллов) последовал постепенный рост, продолжающийся до настоящего времени».

В целом, как считают эксперты, 2020 год для железнодорожников будет сложным. И I квартал уже определил основные тренды. Их, в частности, озвучил Павел Иванкин, президент АНО «Институт исследования проблем железнодорожного транспорта»: «Первый среди них – это сокращение погрузки. Второй – значительные сложности в управлении качеством работы инфраструктуры. Третий – снижение темпов реализации инвестиционных инфраструктурных проектов». Он также отметил, что количество брошенных поездов в течение I квартала не опускалось ниже отметки 1,7 тыс. поездов в сутки – это рекордные значения. В то же время локомотивный парк работать стал лучше, доля причин бросания поездов, связанных с некачественной работой локомотивов, значительно снизилась. Даже увеличилась скорость доставки, хотя качество самой инфраструктуры падает.

«Высокая оценка тарифов операторов вполне объяснима, тенденция II полугодия 2019-го продолжилась и в I квартале 2020 года: ставки аренды практически на все рода подвижного состава (в том числе на самые массовые) снижаются по данным всех источников, – говорит Фарид Хусаинов, к. э. н., эксперт Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ. – Причем эта тенденция не связана с коронавирусом, а началась ранее и в I квартале 2020 года лишь продолжилась.

Связано это с тем, что в рассматриваемом периоде, с одной стороны, наблюдалось снижение объемов погрузки на сети РЖД, а с другой – увеличение как общего, так и рабочего парка грузовых вагонов. Так, если сравнивать март 2020 года с аналогичным месяцем 2019-го, то общий парк вырос на 5,2%, а рабочий – на 5,7%. Таким образом, рост предложения вагонов на рынке на фоне снижения спроса, очевидно, заставил ставки аренды, как и находящиеся в тесной связи с ними ставки предоставления вагонов, ползти вниз». Ф. Хусаинов также добавил, что показатель «полнота удовлетворения спроса на перевозки», выросший на 6 баллов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, прибавил за счет увеличения предложения вагонов, а отнюдь не за счет развития инфраструктуры. Ее оценка в глазах респондентов продолжает снижаться (с 56 баллов в I квартале 2019 г. до 53 баллов в I квартале 2020 г.).

«К сожалению, руководство ОАО «РЖД» в текущих условиях не сможет оперативно решить задачу по устранению дефицита инфраструктурных мощностей. А это, в свою очередь, приведет к еще более серьезному падению объемов при ограничениях инфраструктуры, – комментирует П.Иванкин. – Инвестиционная программа под угрозой, требуется помощь акционера, менеджмент компании не готов к работе в сложных кризисных условиях. При этом запас прочности у монополии еще есть – и задача руководства сегодня не растратить этот запас вхолостую, а создать условия для роста».


Краткую версию исследования «Индекс качества» можно скачать здесь.
Полная версия исследования доступна для подписчиков журнала РЖД-Партнер.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 1998-2021 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions