+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
19.05.2020 12:21:21
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Индекс качества РЖД-Партнера: в чем запас прочности?

В I первом квартале 2020 года общая величина Индекса составила 67 баллов (что на 6 баллов выше I квартала 2019 г. и на 2 балла – IV квартала 2019 г.). Очевидно, что, помимо сезонного фактора, положительная динамика Индекса обусловлена и снижением объемов перевозок из-за развития пандемии коронавируса. Однако, несмотря на то, что по большинству критериев исследования наблюдается положительная динамика, при оценке критических точек наблюдается значительное снижение качества. Так в чем же кроется секрет столь позитивного настроя респондентов?

Основными драйверами роста (к прошлогоднему уровню) стала динамика следующих показателей: «стоимость услуг ОАО «РЖД» (рост с 50 до 54, +4 балла), «стоимость услуг компаний-операторов» (рост с 42 до 59, +17 баллов), «наличие вагонов нужного типа в необходимом количестве» (рост с 60 до 78, +18 баллов) и смежный показатель «полнота удовлетворения спроса на перевозки» (с 61 до 67, +6 баллов). Эти же показатели подросли и по отношению к предшествующему кварталу.

«Ранее Индекс достигал или превышал данное значение в период с февраля 2014-го по декабрь 2015 года. Затем последовало существенное снижение значений Индекса, и в течение 4 лет (2016–2019 гг.) они не поднимались до данного уровня, – напоминает Юрий Соколов, директор Института экономики и финансов РУТ (МИИТ), д. э. н., профессор. – После минимума в III квартале 2018 года (58 баллов) последовал постепенный рост, продолжающийся до настоящего времени».

В целом, как считают эксперты, 2020 год для железнодорожников будет сложным. И I квартал уже определил основные тренды. Их, в частности, озвучил Павел Иванкин, президент АНО «Институт исследования проблем железнодорожного транспорта»: «Первый среди них – это сокращение погрузки. Второй – значительные сложности в управлении качеством работы инфраструктуры. Третий – снижение темпов реализации инвестиционных инфраструктурных проектов». Он также отметил, что количество брошенных поездов в течение I квартала не опускалось ниже отметки 1,7 тыс. поездов в сутки – это рекордные значения. В то же время локомотивный парк работать стал лучше, доля причин бросания поездов, связанных с некачественной работой локомотивов, значительно снизилась. Даже увеличилась скорость доставки, хотя качество самой инфраструктуры падает.

«Высокая оценка тарифов операторов вполне объяснима, тенденция II полугодия 2019-го продолжилась и в I квартале 2020 года: ставки аренды практически на все рода подвижного состава (в том числе на самые массовые) снижаются по данным всех источников, – говорит Фарид Хусаинов, к. э. н., эксперт Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ. – Причем эта тенденция не связана с коронавирусом, а началась ранее и в I квартале 2020 года лишь продолжилась.

Связано это с тем, что в рассматриваемом периоде, с одной стороны, наблюдалось снижение объемов погрузки на сети РЖД, а с другой – увеличение как общего, так и рабочего парка грузовых вагонов. Так, если сравнивать март 2020 года с аналогичным месяцем 2019-го, то общий парк вырос на 5,2%, а рабочий – на 5,7%. Таким образом, рост предложения вагонов на рынке на фоне снижения спроса, очевидно, заставил ставки аренды, как и находящиеся в тесной связи с ними ставки предоставления вагонов, ползти вниз». Ф. Хусаинов также добавил, что показатель «полнота удовлетворения спроса на перевозки», выросший на 6 баллов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, прибавил за счет увеличения предложения вагонов, а отнюдь не за счет развития инфраструктуры. Ее оценка в глазах респондентов продолжает снижаться (с 56 баллов в I квартале 2019 г. до 53 баллов в I квартале 2020 г.).

«К сожалению, руководство ОАО «РЖД» в текущих условиях не сможет оперативно решить задачу по устранению дефицита инфраструктурных мощностей. А это, в свою очередь, приведет к еще более серьезному падению объемов при ограничениях инфраструктуры, – комментирует П.Иванкин. – Инвестиционная программа под угрозой, требуется помощь акционера, менеджмент компании не готов к работе в сложных кризисных условиях. При этом запас прочности у монополии еще есть – и задача руководства сегодня не растратить этот запас вхолостую, а создать условия для роста».


Краткую версию исследования «Индекс качества» можно скачать здесь.
Полная версия исследования доступна для подписчиков журнала РЖД-Партнер.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions