+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
РЖД-Партнер

Неожиданный рекорд

В январе 2017 года рекордный, по крайней мере за последние несколько лет, рост погрузки на сети заставил экспертов задуматься о причинах, благодаря которым он стал возможен. Явился ли он следствием оживления отечественной промышленности, улучшения технологий на железнодорожном транспорте или ранее принятых регуляторных решений, включая увеличение количества рабочих дней в январе? В этих вопросах стоит не только разобраться, но и вернуться к ним через некоторое время.
По данным ОАО «РЖД», в январе 2017-го сетевая погрузка составила 100,1 млн т, что на 6,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Напомним, что годом ранее показатель январской погрузки в годовой динамике попал в зону отрицательных значений (-2,9%), в целом же за последние 3 года он либо незначительно рос, либо заметно падал: например, в январе 2014-го его снижение достигало 6,2%. Любопытно, что нынешний успех в какой-то степени стал сюрпризом не только для участников рынка, но и для самого перевозчика. Изначально компания ожидала роста месячной погрузки на 2%, но по итогам оказавшейся весьма продуктивной первой декады января прогноз был скорректирован до 3,5–4%, а фактический итог превысил и этот рубеж.

Рекордного результата удалось достичь за счет существенного роста объемов как погрузки угля (+9,9%), так и строительных грузов, черных металлов и ряда прочих номенклатур. Но важнейшую роль все-таки сыграло улучшение грузовой работы в целом, поскольку положительный результат был бы получен даже в том случае, если бы погрузка угля сохранила прошлогодний уровень. Какие же факторы повлияли на такой оборот событий? Логично было бы предположить, что причина в оживлении отечественной промышленности. Однако уверенно заявить об этом мы сможем лишь после обнародования официальных экономических итогов января 2017-го. Впрочем, и опубликованные ранее данные Росстата, согласно которым в 2016 году промышленное производство в России выросло на 1,1% по сравнению с 2015-м, дают основания для благоприятных заключений, особенно с учетом того, что рост ВВП в декабре прошлого года с ноябрьских 2,7% ускорился до 3,2% в годовом выражении.

Если позитивная динамика обрабатывающих производств в 2016-м оказалась скромной (0,1%), то добыча полезных ископаемых увеличилась на 2,5%. На таком фоне вполне логичны успехи угольной отрасли, чьи грузы, в первую очередь экспортные, занимают почти треть в общей структуре погрузки железных дорог. Впрочем, не стоит сбрасывать со счетов и другие факторы, такие как рост мировых цен на уголь, которые еще осенью достигали вполне приличных значений, и довольно мягкую зиму, по крайней мере в европейской части страны.

Сами же угольщики считают, что январский прорыв стал результатом внедрения на сети новых технологий, в частности тяжеловесного движения, планирования погрузки, налаживания системной работы логистических центров и пр. Кроме того, свою лепту внесло стимулирование перевозчиком грузоотправителей к использованию вагонов с повышенной грузоподъемностью и модернизации портового оборудования, что вкупе обеспечило ритмичную обработку грузопотоков. «Можно сказать, что сейчас РЖД является компанией, объединяющей всех: и грузоотправителей, и операторов, и порты, – отметил представитель одного из крупнейших стивидоров страны. – Перевозочный процесс превратился в единую систему, что повысило оперативность принятия решений, эффективность и результативность».

Отраслевые эксперты и ранее отмечали, что 2016-й, по сути, стал годом инновационного вагона, и показатели эксплуатационной работы ОАО «РЖД» это подтверждают. Так, при сокращении парка подвижного состава на 4,5% количество погруженных вагонов уменьшилось по сравнению с предыдущим годом всего на 0,2%, зафиксировано улучшение средних показателей веса поезда и производительности вагона и пр. По мнению аналитиков, эти улучшения являются заслугой как перевозчика, так и грузовладельцев, использующих инновационные вагоны.

Представители ЦФТО – филиала ОАО «РЖД», говоря о наращивании погрузки в нынешнем январе, также ссылались на подвижки технологического толка: эффективно организованную работу с грузоотправителями в праздничные дни и введенное еще в декабре 2016-го автоматическое согласование заявок на перевозку грузов во внутреннем сообщении.

Напомним, что рост по итогам января 2017 года показали практически все основные для железной дороги грузы, включая нефть, нефтепродукты и даже цемент, чья динамика в течение длительного периода не могла выбраться из отрицательной зоны. Этот факт исчерпывающе иллюстрируют январские отчеты крупнейших операторов подвижного состава, использующих дифференцированные по родам вагонов парки. Так, ФГК в январе 2017-го нарастила объем погрузки по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на целых 66%, схожие по динамике результаты зафиксированы и в ПГК. Хотя тут просматривается еще одна интересная история. Отраслевые эксперты полагают, что дефицит универсального подвижного состава, наблюдаемый во второй половине 2016 года, в определенной степени способствовал наращиванию январской погрузки.

«Вероятно, в январе 2017-го грузоотправители наконец-то смогли вывезти все то, что скопилось на складах за период нехватки полувагонов», – отметили они. В связи с этой репликой вспоминается ситуация лета 2011 года, когда на фоне введения в практику агентского парка (парка АГ) клиентам железных дорог катастрофически не хватало полувагонов. Дело доходило до того, что грузоотправители, например, с Урала, отчаявшись найти подвижной состав, пытались вывезти экспортную продукцию в Китай через порты Северо-Запада. Крайне любопытно и то, что чуть позже, в январе 2012 года, объем погрузки на сети, как и в начале 2017-го, вырос – более чем на 4,5%. Совпадение? Ответ и на этот, и на другие вопросы можно будет получить после завершения высокого сезона 2017 года. Именно тогда выяснится, насколько устойчив промышленный рост и действенны технологические инновации, а грузоотправители расскажут, всем ли из них хватило вагонов для вывоза продукции. Словом, время покажет.


Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.

Назад к списку статей журнала



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions