+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва

Выпуск № 24 (412) декабрь 2019

№ 24 (412) декабрь 2019

Внимание!

Просматривать полное содержание статей могут только пользователи, подписавшиеся на электронную версию журнала.

Вход в личный кабинет Регистрация Подписаться

РЖД-Партнер

Рынок страхования не застрахован от падения

Рынок страхования  не застрахован от падения
По данным Национального рейтингового агентства, динамика развития страхового рынка за 6 месяцев 2019-го свидетельствует о его стагнации. Объем брутто-премий по сравнению с I полугодием прошлого года практически не изменился, а нетто-премий – сократился почти на 36 млрд руб. Судя по всему, после стремительного роста 2018-го (+16%) рынок затаился ввиду снижения рентабельности бизнеса.
Array
(
    [ID] => 378146
    [~ID] => 378146
    [IBLOCK_ID] => 25
    [~IBLOCK_ID] => 25
    [IBLOCK_SECTION_ID] => 2500
    [~IBLOCK_SECTION_ID] => 2500
    [NAME] => Рынок страхования  не застрахован от падения
    [~NAME] => Рынок страхования  не застрахован от падения
    [ACTIVE_FROM_X] => 2019-12-25 14:08:08
    [~ACTIVE_FROM_X] => 2019-12-25 14:08:08
    [ACTIVE_FROM] => 25.12.2019 14:08:08
    [~ACTIVE_FROM] => 25.12.2019 14:08:08
    [TIMESTAMP_X] => 25.12.2019 14:12:50
    [~TIMESTAMP_X] => 25.12.2019 14:12:50
    [DETAIL_PAGE_URL] => /publications/rzd-partner/-24-412-dekabr-2019/rynok-strakhovaniya-ne-zastrakhovan-ot-padeniya/
    [~DETAIL_PAGE_URL] => /publications/rzd-partner/-24-412-dekabr-2019/rynok-strakhovaniya-ne-zastrakhovan-ot-padeniya/
    [LIST_PAGE_URL] => /info/index.php?ID=25
    [~LIST_PAGE_URL] => /info/index.php?ID=25
    [DETAIL_TEXT] => 

Количество и качество

Согласно исследованию рейтингового агентства RAEX, размер страхового рынка (объем собранных премий) по итогам I полугодия вырос всего на 1%, до 739,2 млрд руб., тогда как в прошлом году прирост за этот же период составлял 13,3%.
Впрочем, динамика несколько обнадеживает: в II квартале темп прироста ускорился до 1,8% – это заметно выше, чем 0,3% в I квартале 2019 года, но значительно меньше, чем в II квартале 2018-го (7,5%). Невысокий рост связан в первую очередь со снижением премий по инвестиционному страхованию жизни, которое в последние годы было основным драйвером развития. Тем не менее общее падение заметно и на транспортном рынке, несмотря на появление новых факторов спроса.

Говоря о наиболее развивающихся секторах, необходимо разделить наметившиеся тенденции на две категории. Если исходить из количественных показателей, то на протяжении последних нескольких лет растет общее число заключенных договоров страхования грузов, а значит, можно говорить о повышении интереса потребителей к этой услуге.

В России значительное число грузов перевозится автомобильным транспортом, при этом большая часть крупных российских экспедиторов прибегает к их страхованию. Соответственно, существенная часть застрахованных грузов приходится именно на перевозки автомобильным транспортом.

Директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые линии» Александр Лашкевич отметил, что наиболее значимыми для перевозчиков сегодня выступают следующие услуги: страхование груза и сроков доставки, 3PL-страхование, страхование ответственности грузоперевозчика и экспедитора. Однако применение или отказ от страхования все еще зависит в первую очередь от уровня прозрачности и благо­надежности компании. Как отметил директор по развитию ООО «Независимое агентство сюрвея и аджастинга» Сергей Зиновенко, в России по понятным причинам самыми массовыми являются обязательные виды страхования.

«С точки зрения перевозок к обязательным и часто встречающимся относится страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров. Из добровольных видов чаще всего можно встретить страхование грузов, периодически заключаются договоры страхования ответственности профессиональных участников – экспедиторов, перевозчиков», – рассказал С. Зиновенко.

Несмотря на это отрицательную динамику премий в страховании транспортной отрасли показали как добровольные (КАСКО, страхование грузов и ответственности), так и обязательные виды (ОСАГО и страхование ответственности владельцев опасных объектов).

Управляющий директор по имущественным видам страхования компании «Ренессанс страхование» Марина Зюганова также отметила, что у каждого уровня бизнеса свой порог устойчивости: для крупных корпораций убыток в 10 млн руб. незначителен, а для малого бизнеса убыток в 1 млн руб. внесет существенные коррективы в экономику. Это усложняет анализ страхового рынка. Однако если все же сегментировать его по видам транспорта, то, по словам эксперта, защита наиболее актуальна при автоперевозках. По оценке «Ренессанс страхования», наибольшая активность отмечается в сегменте потокового страхования – защите больших партий малых по стоимости и габаритам грузов, например, в сфере курьерских служб.

Не столь массовые, но концептуальные изменения на рынке все же можно заметить. С качественной точки зрения страховым компаниям еще есть над чем работать, прежде всего в вопросе урегулирования убытка и выплаты страхового возмещения в размере, достаточном для покрытия возникшего ущерба. Данная проблема может возникнуть в любом сегменте грузоперевозок, вне зависимости от вида транспорта.

М. Зюганова рассказала, что в компании наблюдают увеличение числа запросов по рискам хищения ликвидных грузов. Мошенничество беспокоит не только клиентов, но и страховщиков. Ежегодно некоторые компании компенсируют в среднем от одного до трех крупных убытков.

Владельцы больших грузопотоков, в частности, в сегменте сборных грузов (LTL), где страхование грузов как имущества уже является скорее правилом, чем исключением, активно интересуются возможностью страхования косвенных убытков – расходов на урегулирование, компенсацией неполученной прибыли и фрахта.

А. Лашкевич, рассказывая об опыте с точки зрения перевозчика, подтвердил, что страхование сегодня наиболее актуально для сегмента LTL. Это связано и с характером перевозки, когда в одной машине собрано много разных грузов, и с востребованностью услуги. «Для нас также важно и страхование ответственности грузоперевозчика, так как это не только обеспечение рисков, но и имидж и репутация надежной компании», – отмечает эксперт. Руководитель управления андеррайтинга и методологии корпоративного бизнеса СК «Сбербанк страхование» Дмитрий Цветков добавил, что в последнее время участились запросы на страхование ответственности экспедиторов. Однако данная услуга не пользуется популярностью у страховщиков в связи со сложностью оценки риска.

Как отметил С. Зиновенко, самым ожидаемым событием для автомобильных перевозчиков и экспедиторов является законодательное закрепление возможности страхования ответственности. Ожидается внесение изменений в этой части в Устав автомобильного транспорта и федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности». В начале ноября этого года Госдума в первом чтении приняла законопроект о добровольном страховании ответственности перевозчика за нарушение договора перевозки груза. Но после этого он был отправлен на доработку.

Подводя итог по актуальной ситуации, Д. Цветков подчеркнул, что, учитывая тенденцию последних лет, выделить какой-либо сегмент, который показал бы наибольший темп развития, нельзя. По его словам, рынок относительно стабилен.

Мемы и тренды

Помимо актуальных вызовов, компании уже готовятся к переходу на новые форматы взаимодействия, которые придется реализовать в ближайшем будущем, чтобы не потерять связь с клиентами.

В сервисе урегулирования убытков наметился явный переход на внешнее администрирование претензий. Это стало логическим продолжением существующей процедуры удаленного урегулирования убытков. Но хотя цифровые технологии обеспечивают оперативный обмен информацией, ее обработку и хранение, качество этой информации пока все же обеспечивается людьми. По-прежнему остается актуальным непосредственное присутствие независимого профессионала для фиксации факта и размера возникшего ущерба.

«Можно выделить уже ставший мемом всеобщий тренд на цифровизацию и интернетизацию, который не обошел деятельность страховых компаний и посредников страхового рынка. Снижение стоимости и повышение доступности цифровых технологий обуславливают уверенное развитие этого тренда, что в целом нельзя не приветствовать. В первую очередь это актуально для интернет-продаж и продвижения страховых услуг», – рассказал С. Зиновенко.

М. Зюганова согласилась, что в последние несколько лет страхование грузов активно цифровизируется, и отметила, что в 2019 году некоторые страховщики перешли к наиболее активной фазе. «Мы успели реализовать программное решение, позволяющее максимально ускорить процесс урегулирования убытков. На сегодняшний момент мы активно апробируем его и планируем внедрение в стандартную практику. Методы статистического анализа данных, построение математических моделей по большим массивам дает возможность предложить клиенту именно тот продукт, который его интересует. Такой подход в результате дает существенное увеличение доли застрахованных грузов», – говорит она. Становится все более востребованным предоставление сервисных услуг по сокращению времени оформления страховых документов, а также оптимизация документооборота, в том числе в электронном виде, при урегулировании убытков.

В этой связи нельзя не отметить проникновение цифровых рисков в сферу логистики. К 2022 году, по прогнозу Всемирного экономического форума, сумма планетарного ущерба от кибератак может вырасти до $8 трлн. Киберрискам подвержены все участники логистических процессов: грузовладельцы, сервисные платформы, перевозчики и государственные органы. В исследовании Cybersecurity Ventures ученые пришли к выводу, что кибератаки происходят каждые 14 секунд по всему миру. Для взлома стандартной IT-инфраструктуры хакерам в среднем требуется всего 1 час.

На рынке сложилась устойчивая картина: грузовладельцы страхуют грузы, перевозчики – профессиональную ответственность и дебиторскую задолженность, экспедиторы – все перечисленное. Для цифровых платформ, занимающихся автоматизацией грузовых перевозок, необходимо, кроме того, страховать себя от киберрисков, возникающих при работе с электронными ресурсами.

Формирование комплексной защиты от киберинцидентов подразумевает страхование электронного оборудования, профессиональной ответственности в IT-сфере, данных клиентов и информации. При этом в законодательстве РФ нет четких формулировок, как оценить вред от потери данных. «Сегодня страховщики достаточно настороженно относятся к процессам, связанным с цифровыми рисками. Цифровизация фактически только пришла в нашу деятельность. Но мы уже готовим предложения и проекты, которые позволят перевести ответственность на платформы, имеющиеся на рынке», – прокомментировала данную проб­лему основатель компании INCENTRE Елена Харламова. Эксперт отмечает также, что любая цифровизация – это всегда раздолье для мошенников, поэтому время честных контрактов, основанных на персональном доверии и дружбе, уже проходит.

Победы и поражения

Как отмечают в Национальном рейтинговом агентстве, сочетание отрицательной динамики нетто-премий и роста выплат свидетельствует о продолжающемся снижении рентабельности бизнеса. Экономическая ситуация в стране не предоставляет страховщикам новых крупных драйверов роста.

Сложность входа на рынок подтверждают слова перевозчиков. Например, директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Эдуард Миронов отметил, что главным фактором, на который следует обращать внимание, компания считает рейтинг надежности страховщика. Это значит, что эра рискованных контрактов проходит, а страховые компании, с которыми сотрудничают все участники процесса перевозки, в настоящий момент становятся основными агентами, несущими убытки от любого рода проис­шествий. «При работе с транспортными партнерами мы требуем от каждого наличие подтверждения страхования ответственности, так как это позволяет нам быть уверенными, что груз каждого нашего клиента находится не только под присмотром водителя, но и под охраной страховой компании», – рассказал Э. Миронов.

Транспортные компании расширяют свои запросы. К примеру, начальник отдела страхования ООО «Байкал-Сервис ТК» Светлана Лемешева рассказала, что в этом году организация пересмотрела свои отношения со страховщиками.

«В первую очередь нам удалось максимально расширить страховое покрытие, – отметила она. – Теперь по новым условиям страхования у нас покрывается 99,9% всех повреждений, утрат и гибели грузов. Мы ввели упрощенную схему урегулирования убытков для большинства страховых случаев. Сократили перечень документов (до трех), необходимых для получения выплаты, ввели простой способ определения размера ущерба, сократили сроки рассмотрения документов. В результате нам удалось существенно сократить сроки урегулирования. Более 65% заявленных случаев сейчас урегулируются страховщиком в срок до 14 календарных дней, остальные – до 30 дней с момента предоставления первого документа. Такие изменения становятся несомненным плюсом как для грузовладельца, так и для перевозчика. Но то, что победа для одних, для других –
поражение. Страховые компании со скрипом соглашаются на новые условия, но и отказаться от гибкости в решениях не могут из-за замедления развития рынка. Компенсировать риски приходится более скрупулезным отбором партнеров. Как итог мы получаем постепенную либерализацию в работе с крупными компаниями и возрастающую осторожность страховщиков во взаимодействиии с новыми клиентами».

По словам С. Зиновенко, страховые компании чаще всего сталкиваются с завышенными ожиданиями и требованиями страхователей. Многие договоры содержат исключения и изъятия, а также исчерпывающий перечень рисков, при наступлении которых случай будет признан страховым. «Сам по себе полис страхования не означает, что объект застрахован от всего на свете. Хотя при большом желании договором можно предусмотреть максимально обширный перечень возможных рисков, но нужно понимать, что стоимость такого страхования должна быть значительно выше», – подчеркнул эксперт.

Фактически же из-за готовности транспортников сотрудничать с разными страховыми компаниями тем приходится прибегать к существенному занижению стоимости услуг, чтобы оставаться конкурентоспособными. К примеру, в ГК «Деловые линии» благодаря увеличению числа партнеров клиент может сам выбирать, где ему удобно застраховать груз. С учетом введения новых продуктов, которые позволяют увеличить размер выплат, конечная стоимость отличается от совокупной практически на четверть. Так, при наступлении страхового случая с грузом клиенту, помимо стандартного возмещения, дополнительно выплачивается 10% стоимости груза. А если клиент также решил застраховать сроки доставки, то при их нарушении возвращается 120% стоимости перевозки.

Подведем итоги. Необходимость повышения уставного капитала, обострение конкурентной борьбы, превышение темпа роста выплат над темпом роста премий не позволяют мелким игрокам сохранять положительную рентабельность. В таких условиях ожидается дальнейшее сокращение числа страховых компаний. Тем же, кто останется на плаву, придется проявить максимальную гибкость, чтобы оставаться привлекательными партнерами для игроков транспортного рынка.

Точка зрения

Сергей Зиновенко,
директор по развитию ООО «Независимое агентство сюрвея и аджастинга»
– Главная сложность, с которой приходится сталкиваться страховым и аджастинговым компаниям, – это отсутствие оперативности. Чем раньше к урегулированию убытка подключится независимый специалист, тем больше вероятность получить необходимую выплату. Зачастую к решению о необходимости получения профессиональной помощи страхователи и выгодоприобретатели приходят, уже имея на руках отказ в выплате страхового возмещения. Своевременность и правильная последовательность действий очень важны в вопросах взаимодействия со страховой компанией, особенно при урегулировании сложного случая убытка на крупную сумму. [~DETAIL_TEXT] =>

Количество и качество

Согласно исследованию рейтингового агентства RAEX, размер страхового рынка (объем собранных премий) по итогам I полугодия вырос всего на 1%, до 739,2 млрд руб., тогда как в прошлом году прирост за этот же период составлял 13,3%.
Впрочем, динамика несколько обнадеживает: в II квартале темп прироста ускорился до 1,8% – это заметно выше, чем 0,3% в I квартале 2019 года, но значительно меньше, чем в II квартале 2018-го (7,5%). Невысокий рост связан в первую очередь со снижением премий по инвестиционному страхованию жизни, которое в последние годы было основным драйвером развития. Тем не менее общее падение заметно и на транспортном рынке, несмотря на появление новых факторов спроса.

Говоря о наиболее развивающихся секторах, необходимо разделить наметившиеся тенденции на две категории. Если исходить из количественных показателей, то на протяжении последних нескольких лет растет общее число заключенных договоров страхования грузов, а значит, можно говорить о повышении интереса потребителей к этой услуге.

В России значительное число грузов перевозится автомобильным транспортом, при этом большая часть крупных российских экспедиторов прибегает к их страхованию. Соответственно, существенная часть застрахованных грузов приходится именно на перевозки автомобильным транспортом.

Директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые линии» Александр Лашкевич отметил, что наиболее значимыми для перевозчиков сегодня выступают следующие услуги: страхование груза и сроков доставки, 3PL-страхование, страхование ответственности грузоперевозчика и экспедитора. Однако применение или отказ от страхования все еще зависит в первую очередь от уровня прозрачности и благо­надежности компании. Как отметил директор по развитию ООО «Независимое агентство сюрвея и аджастинга» Сергей Зиновенко, в России по понятным причинам самыми массовыми являются обязательные виды страхования.

«С точки зрения перевозок к обязательным и часто встречающимся относится страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров. Из добровольных видов чаще всего можно встретить страхование грузов, периодически заключаются договоры страхования ответственности профессиональных участников – экспедиторов, перевозчиков», – рассказал С. Зиновенко.

Несмотря на это отрицательную динамику премий в страховании транспортной отрасли показали как добровольные (КАСКО, страхование грузов и ответственности), так и обязательные виды (ОСАГО и страхование ответственности владельцев опасных объектов).

Управляющий директор по имущественным видам страхования компании «Ренессанс страхование» Марина Зюганова также отметила, что у каждого уровня бизнеса свой порог устойчивости: для крупных корпораций убыток в 10 млн руб. незначителен, а для малого бизнеса убыток в 1 млн руб. внесет существенные коррективы в экономику. Это усложняет анализ страхового рынка. Однако если все же сегментировать его по видам транспорта, то, по словам эксперта, защита наиболее актуальна при автоперевозках. По оценке «Ренессанс страхования», наибольшая активность отмечается в сегменте потокового страхования – защите больших партий малых по стоимости и габаритам грузов, например, в сфере курьерских служб.

Не столь массовые, но концептуальные изменения на рынке все же можно заметить. С качественной точки зрения страховым компаниям еще есть над чем работать, прежде всего в вопросе урегулирования убытка и выплаты страхового возмещения в размере, достаточном для покрытия возникшего ущерба. Данная проблема может возникнуть в любом сегменте грузоперевозок, вне зависимости от вида транспорта.

М. Зюганова рассказала, что в компании наблюдают увеличение числа запросов по рискам хищения ликвидных грузов. Мошенничество беспокоит не только клиентов, но и страховщиков. Ежегодно некоторые компании компенсируют в среднем от одного до трех крупных убытков.

Владельцы больших грузопотоков, в частности, в сегменте сборных грузов (LTL), где страхование грузов как имущества уже является скорее правилом, чем исключением, активно интересуются возможностью страхования косвенных убытков – расходов на урегулирование, компенсацией неполученной прибыли и фрахта.

А. Лашкевич, рассказывая об опыте с точки зрения перевозчика, подтвердил, что страхование сегодня наиболее актуально для сегмента LTL. Это связано и с характером перевозки, когда в одной машине собрано много разных грузов, и с востребованностью услуги. «Для нас также важно и страхование ответственности грузоперевозчика, так как это не только обеспечение рисков, но и имидж и репутация надежной компании», – отмечает эксперт. Руководитель управления андеррайтинга и методологии корпоративного бизнеса СК «Сбербанк страхование» Дмитрий Цветков добавил, что в последнее время участились запросы на страхование ответственности экспедиторов. Однако данная услуга не пользуется популярностью у страховщиков в связи со сложностью оценки риска.

Как отметил С. Зиновенко, самым ожидаемым событием для автомобильных перевозчиков и экспедиторов является законодательное закрепление возможности страхования ответственности. Ожидается внесение изменений в этой части в Устав автомобильного транспорта и федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности». В начале ноября этого года Госдума в первом чтении приняла законопроект о добровольном страховании ответственности перевозчика за нарушение договора перевозки груза. Но после этого он был отправлен на доработку.

Подводя итог по актуальной ситуации, Д. Цветков подчеркнул, что, учитывая тенденцию последних лет, выделить какой-либо сегмент, который показал бы наибольший темп развития, нельзя. По его словам, рынок относительно стабилен.

Мемы и тренды

Помимо актуальных вызовов, компании уже готовятся к переходу на новые форматы взаимодействия, которые придется реализовать в ближайшем будущем, чтобы не потерять связь с клиентами.

В сервисе урегулирования убытков наметился явный переход на внешнее администрирование претензий. Это стало логическим продолжением существующей процедуры удаленного урегулирования убытков. Но хотя цифровые технологии обеспечивают оперативный обмен информацией, ее обработку и хранение, качество этой информации пока все же обеспечивается людьми. По-прежнему остается актуальным непосредственное присутствие независимого профессионала для фиксации факта и размера возникшего ущерба.

«Можно выделить уже ставший мемом всеобщий тренд на цифровизацию и интернетизацию, который не обошел деятельность страховых компаний и посредников страхового рынка. Снижение стоимости и повышение доступности цифровых технологий обуславливают уверенное развитие этого тренда, что в целом нельзя не приветствовать. В первую очередь это актуально для интернет-продаж и продвижения страховых услуг», – рассказал С. Зиновенко.

М. Зюганова согласилась, что в последние несколько лет страхование грузов активно цифровизируется, и отметила, что в 2019 году некоторые страховщики перешли к наиболее активной фазе. «Мы успели реализовать программное решение, позволяющее максимально ускорить процесс урегулирования убытков. На сегодняшний момент мы активно апробируем его и планируем внедрение в стандартную практику. Методы статистического анализа данных, построение математических моделей по большим массивам дает возможность предложить клиенту именно тот продукт, который его интересует. Такой подход в результате дает существенное увеличение доли застрахованных грузов», – говорит она. Становится все более востребованным предоставление сервисных услуг по сокращению времени оформления страховых документов, а также оптимизация документооборота, в том числе в электронном виде, при урегулировании убытков.

В этой связи нельзя не отметить проникновение цифровых рисков в сферу логистики. К 2022 году, по прогнозу Всемирного экономического форума, сумма планетарного ущерба от кибератак может вырасти до $8 трлн. Киберрискам подвержены все участники логистических процессов: грузовладельцы, сервисные платформы, перевозчики и государственные органы. В исследовании Cybersecurity Ventures ученые пришли к выводу, что кибератаки происходят каждые 14 секунд по всему миру. Для взлома стандартной IT-инфраструктуры хакерам в среднем требуется всего 1 час.

На рынке сложилась устойчивая картина: грузовладельцы страхуют грузы, перевозчики – профессиональную ответственность и дебиторскую задолженность, экспедиторы – все перечисленное. Для цифровых платформ, занимающихся автоматизацией грузовых перевозок, необходимо, кроме того, страховать себя от киберрисков, возникающих при работе с электронными ресурсами.

Формирование комплексной защиты от киберинцидентов подразумевает страхование электронного оборудования, профессиональной ответственности в IT-сфере, данных клиентов и информации. При этом в законодательстве РФ нет четких формулировок, как оценить вред от потери данных. «Сегодня страховщики достаточно настороженно относятся к процессам, связанным с цифровыми рисками. Цифровизация фактически только пришла в нашу деятельность. Но мы уже готовим предложения и проекты, которые позволят перевести ответственность на платформы, имеющиеся на рынке», – прокомментировала данную проб­лему основатель компании INCENTRE Елена Харламова. Эксперт отмечает также, что любая цифровизация – это всегда раздолье для мошенников, поэтому время честных контрактов, основанных на персональном доверии и дружбе, уже проходит.

Победы и поражения

Как отмечают в Национальном рейтинговом агентстве, сочетание отрицательной динамики нетто-премий и роста выплат свидетельствует о продолжающемся снижении рентабельности бизнеса. Экономическая ситуация в стране не предоставляет страховщикам новых крупных драйверов роста.

Сложность входа на рынок подтверждают слова перевозчиков. Например, директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Эдуард Миронов отметил, что главным фактором, на который следует обращать внимание, компания считает рейтинг надежности страховщика. Это значит, что эра рискованных контрактов проходит, а страховые компании, с которыми сотрудничают все участники процесса перевозки, в настоящий момент становятся основными агентами, несущими убытки от любого рода проис­шествий. «При работе с транспортными партнерами мы требуем от каждого наличие подтверждения страхования ответственности, так как это позволяет нам быть уверенными, что груз каждого нашего клиента находится не только под присмотром водителя, но и под охраной страховой компании», – рассказал Э. Миронов.

Транспортные компании расширяют свои запросы. К примеру, начальник отдела страхования ООО «Байкал-Сервис ТК» Светлана Лемешева рассказала, что в этом году организация пересмотрела свои отношения со страховщиками.

«В первую очередь нам удалось максимально расширить страховое покрытие, – отметила она. – Теперь по новым условиям страхования у нас покрывается 99,9% всех повреждений, утрат и гибели грузов. Мы ввели упрощенную схему урегулирования убытков для большинства страховых случаев. Сократили перечень документов (до трех), необходимых для получения выплаты, ввели простой способ определения размера ущерба, сократили сроки рассмотрения документов. В результате нам удалось существенно сократить сроки урегулирования. Более 65% заявленных случаев сейчас урегулируются страховщиком в срок до 14 календарных дней, остальные – до 30 дней с момента предоставления первого документа. Такие изменения становятся несомненным плюсом как для грузовладельца, так и для перевозчика. Но то, что победа для одних, для других –
поражение. Страховые компании со скрипом соглашаются на новые условия, но и отказаться от гибкости в решениях не могут из-за замедления развития рынка. Компенсировать риски приходится более скрупулезным отбором партнеров. Как итог мы получаем постепенную либерализацию в работе с крупными компаниями и возрастающую осторожность страховщиков во взаимодействиии с новыми клиентами».

По словам С. Зиновенко, страховые компании чаще всего сталкиваются с завышенными ожиданиями и требованиями страхователей. Многие договоры содержат исключения и изъятия, а также исчерпывающий перечень рисков, при наступлении которых случай будет признан страховым. «Сам по себе полис страхования не означает, что объект застрахован от всего на свете. Хотя при большом желании договором можно предусмотреть максимально обширный перечень возможных рисков, но нужно понимать, что стоимость такого страхования должна быть значительно выше», – подчеркнул эксперт.

Фактически же из-за готовности транспортников сотрудничать с разными страховыми компаниями тем приходится прибегать к существенному занижению стоимости услуг, чтобы оставаться конкурентоспособными. К примеру, в ГК «Деловые линии» благодаря увеличению числа партнеров клиент может сам выбирать, где ему удобно застраховать груз. С учетом введения новых продуктов, которые позволяют увеличить размер выплат, конечная стоимость отличается от совокупной практически на четверть. Так, при наступлении страхового случая с грузом клиенту, помимо стандартного возмещения, дополнительно выплачивается 10% стоимости груза. А если клиент также решил застраховать сроки доставки, то при их нарушении возвращается 120% стоимости перевозки.

Подведем итоги. Необходимость повышения уставного капитала, обострение конкурентной борьбы, превышение темпа роста выплат над темпом роста премий не позволяют мелким игрокам сохранять положительную рентабельность. В таких условиях ожидается дальнейшее сокращение числа страховых компаний. Тем же, кто останется на плаву, придется проявить максимальную гибкость, чтобы оставаться привлекательными партнерами для игроков транспортного рынка.

Точка зрения

Сергей Зиновенко,
директор по развитию ООО «Независимое агентство сюрвея и аджастинга»
– Главная сложность, с которой приходится сталкиваться страховым и аджастинговым компаниям, – это отсутствие оперативности. Чем раньше к урегулированию убытка подключится независимый специалист, тем больше вероятность получить необходимую выплату. Зачастую к решению о необходимости получения профессиональной помощи страхователи и выгодоприобретатели приходят, уже имея на руках отказ в выплате страхового возмещения. Своевременность и правильная последовательность действий очень важны в вопросах взаимодействия со страховой компанией, особенно при урегулировании сложного случая убытка на крупную сумму. [DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT] => По данным Национального рейтингового агентства, динамика развития страхового рынка за 6 месяцев 2019-го свидетельствует о его стагнации. Объем брутто-премий по сравнению с I полугодием прошлого года практически не изменился, а нетто-премий – сократился почти на 36 млрд руб. Судя по всему, после стремительного роста 2018-го (+16%) рынок затаился ввиду снижения рентабельности бизнеса. [~PREVIEW_TEXT] => По данным Национального рейтингового агентства, динамика развития страхового рынка за 6 месяцев 2019-го свидетельствует о его стагнации. Объем брутто-премий по сравнению с I полугодием прошлого года практически не изменился, а нетто-премий – сократился почти на 36 млрд руб. Судя по всему, после стремительного роста 2018-го (+16%) рынок затаился ввиду снижения рентабельности бизнеса. [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [PREVIEW_PICTURE] => Array ( [ID] => 1973527 [TIMESTAMP_X] => 25.12.2019 14:12:50 [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 418 [WIDTH] => 630 [FILE_SIZE] => 71035 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/1dd [FILE_NAME] => Depositphotos_316190442_xl_2015.jpg [ORIGINAL_NAME] => Depositphotos_316190442_xl-2015.jpg [DESCRIPTION] => [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => 5cc1a0465c2339db295c788a4e801875 [VERSION_ORIGINAL_ID] => [META] => [SRC] => /upload/iblock/1dd/Depositphotos_316190442_xl_2015.jpg [UNSAFE_SRC] => /upload/iblock/1dd/Depositphotos_316190442_xl_2015.jpg [SAFE_SRC] => /upload/iblock/1dd/Depositphotos_316190442_xl_2015.jpg [ALT] => Рынок страхования не застрахован от падения [TITLE] => Рынок страхования не застрахован от падения ) [~PREVIEW_PICTURE] => 1973527 [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [CODE] => rynok-strakhovaniya-ne-zastrakhovan-ot-padeniya [~CODE] => rynok-strakhovaniya-ne-zastrakhovan-ot-padeniya [EXTERNAL_ID] => 378146 [~EXTERNAL_ID] => 378146 [IBLOCK_TYPE_ID] => info [~IBLOCK_TYPE_ID] => info [IBLOCK_CODE] => articles_magazines [~IBLOCK_CODE] => articles_magazines [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [LID] => s1 [~LID] => s1 [EDIT_LINK] => [DELETE_LINK] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 25.12.2019 [FIELDS] => Array ( ) [PROPERTIES] => Array ( [AUTHOR] => Array ( [ID] => 97 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => Автор [ACTIVE] => Y [SORT] => 400 [CODE] => AUTHOR [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => Автор [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => Юлия Чернышевская [PROPERTY_VALUE_ID] => 378146:97 [DESCRIPTION] => [~VALUE] => Юлия Чернышевская [~DESCRIPTION] => ) [AUTHOR_PHOTO] => Array ( [ID] => 108 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => Автор фото [ACTIVE] => Y [SORT] => 410 [CODE] => AUTHOR_PHOTO [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => Автор фото [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 378146:108 [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [~VALUE] => ) [ISSUE] => Array ( [ID] => 93 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => Выпуск [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => ISSUE [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => Y [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => Выпуск [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => 378078 [PROPERTY_VALUE_ID] => 378146:93 [DESCRIPTION] => [~VALUE] => 378078 [~DESCRIPTION] => ) [BLOG_POST_ID] => Array ( [ID] => 94 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => ID поста блога для комментариев [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => BLOG_POST_ID [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => ID поста блога для комментариев [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 378146:94 [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [~VALUE] => ) [BLOG_COMMENTS_CNT] => Array ( [ID] => 95 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => Количество комментариев [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => BLOG_COMMENTS_CNT [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => Количество комментариев [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 378146:95 [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [~VALUE] => ) [MORE_PHOTO] => Array ( [ID] => 98 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => Дополнительные фотографии [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => MORE_PHOTO [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => jpg, gif, bmp, png, jpeg [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => Дополнительные фотографии [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [~VALUE] => ) [PUBLIC_ACCESS] => Array ( [ID] => 110 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => Открытый доступ [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => PUBLIC_ACCESS [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => Открытый доступ [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 378146:110 [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [~VALUE] => [VALUE_ENUM_ID] => ) [ATTACHED_PDF] => Array ( [ID] => 324 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => Прикрепленный PDF [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => ATTACHED_PDF [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => pdf [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => Прикрепленный PDF [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 378146:324 [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [~VALUE] => ) ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( ) [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [SECTION_META_TITLE] => Рынок страхования не застрахован от падения [SECTION_META_KEYWORDS] => рынок страхования не застрахован от падения [SECTION_META_DESCRIPTION] => По данным Национального рейтингового агентства, динамика развития страхового рынка за 6 месяцев 2019-го свидетельствует о его стагнации. Объем брутто-премий по сравнению с I полугодием прошлого года практически не изменился, а нетто-премий – сократился почти на 36 млрд руб. Судя по всему, после стремительного роста 2018-го (+16%) рынок затаился ввиду снижения рентабельности бизнеса. [ELEMENT_META_TITLE] => Рынок страхования не застрахован от падения [ELEMENT_META_KEYWORDS] => рынок страхования не застрахован от падения [ELEMENT_META_DESCRIPTION] => По данным Национального рейтингового агентства, динамика развития страхового рынка за 6 месяцев 2019-го свидетельствует о его стагнации. Объем брутто-премий по сравнению с I полугодием прошлого года практически не изменился, а нетто-премий – сократился почти на 36 млрд руб. Судя по всему, после стремительного роста 2018-го (+16%) рынок затаился ввиду снижения рентабельности бизнеса. [SECTION_PICTURE_FILE_ALT] => Рынок страхования не застрахован от падения [SECTION_PICTURE_FILE_TITLE] => Рынок страхования не застрахован от падения [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Рынок страхования не застрахован от падения [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Рынок страхования не застрахован от падения [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_ALT] => Рынок страхования не застрахован от падения [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_TITLE] => Рынок страхования не застрахован от падения [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Рынок страхования не застрахован от падения [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Рынок страхования не застрахован от падения ) )

									Array
(
    [ID] => 378146
    [~ID] => 378146
    [IBLOCK_ID] => 25
    [~IBLOCK_ID] => 25
    [IBLOCK_SECTION_ID] => 2500
    [~IBLOCK_SECTION_ID] => 2500
    [NAME] => Рынок страхования  не застрахован от падения
    [~NAME] => Рынок страхования  не застрахован от падения
    [ACTIVE_FROM_X] => 2019-12-25 14:08:08
    [~ACTIVE_FROM_X] => 2019-12-25 14:08:08
    [ACTIVE_FROM] => 25.12.2019 14:08:08
    [~ACTIVE_FROM] => 25.12.2019 14:08:08
    [TIMESTAMP_X] => 25.12.2019 14:12:50
    [~TIMESTAMP_X] => 25.12.2019 14:12:50
    [DETAIL_PAGE_URL] => /publications/rzd-partner/-24-412-dekabr-2019/rynok-strakhovaniya-ne-zastrakhovan-ot-padeniya/
    [~DETAIL_PAGE_URL] => /publications/rzd-partner/-24-412-dekabr-2019/rynok-strakhovaniya-ne-zastrakhovan-ot-padeniya/
    [LIST_PAGE_URL] => /info/index.php?ID=25
    [~LIST_PAGE_URL] => /info/index.php?ID=25
    [DETAIL_TEXT] => 

Количество и качество

Согласно исследованию рейтингового агентства RAEX, размер страхового рынка (объем собранных премий) по итогам I полугодия вырос всего на 1%, до 739,2 млрд руб., тогда как в прошлом году прирост за этот же период составлял 13,3%.
Впрочем, динамика несколько обнадеживает: в II квартале темп прироста ускорился до 1,8% – это заметно выше, чем 0,3% в I квартале 2019 года, но значительно меньше, чем в II квартале 2018-го (7,5%). Невысокий рост связан в первую очередь со снижением премий по инвестиционному страхованию жизни, которое в последние годы было основным драйвером развития. Тем не менее общее падение заметно и на транспортном рынке, несмотря на появление новых факторов спроса.

Говоря о наиболее развивающихся секторах, необходимо разделить наметившиеся тенденции на две категории. Если исходить из количественных показателей, то на протяжении последних нескольких лет растет общее число заключенных договоров страхования грузов, а значит, можно говорить о повышении интереса потребителей к этой услуге.

В России значительное число грузов перевозится автомобильным транспортом, при этом большая часть крупных российских экспедиторов прибегает к их страхованию. Соответственно, существенная часть застрахованных грузов приходится именно на перевозки автомобильным транспортом.

Директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые линии» Александр Лашкевич отметил, что наиболее значимыми для перевозчиков сегодня выступают следующие услуги: страхование груза и сроков доставки, 3PL-страхование, страхование ответственности грузоперевозчика и экспедитора. Однако применение или отказ от страхования все еще зависит в первую очередь от уровня прозрачности и благо­надежности компании. Как отметил директор по развитию ООО «Независимое агентство сюрвея и аджастинга» Сергей Зиновенко, в России по понятным причинам самыми массовыми являются обязательные виды страхования.

«С точки зрения перевозок к обязательным и часто встречающимся относится страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров. Из добровольных видов чаще всего можно встретить страхование грузов, периодически заключаются договоры страхования ответственности профессиональных участников – экспедиторов, перевозчиков», – рассказал С. Зиновенко.

Несмотря на это отрицательную динамику премий в страховании транспортной отрасли показали как добровольные (КАСКО, страхование грузов и ответственности), так и обязательные виды (ОСАГО и страхование ответственности владельцев опасных объектов).

Управляющий директор по имущественным видам страхования компании «Ренессанс страхование» Марина Зюганова также отметила, что у каждого уровня бизнеса свой порог устойчивости: для крупных корпораций убыток в 10 млн руб. незначителен, а для малого бизнеса убыток в 1 млн руб. внесет существенные коррективы в экономику. Это усложняет анализ страхового рынка. Однако если все же сегментировать его по видам транспорта, то, по словам эксперта, защита наиболее актуальна при автоперевозках. По оценке «Ренессанс страхования», наибольшая активность отмечается в сегменте потокового страхования – защите больших партий малых по стоимости и габаритам грузов, например, в сфере курьерских служб.

Не столь массовые, но концептуальные изменения на рынке все же можно заметить. С качественной точки зрения страховым компаниям еще есть над чем работать, прежде всего в вопросе урегулирования убытка и выплаты страхового возмещения в размере, достаточном для покрытия возникшего ущерба. Данная проблема может возникнуть в любом сегменте грузоперевозок, вне зависимости от вида транспорта.

М. Зюганова рассказала, что в компании наблюдают увеличение числа запросов по рискам хищения ликвидных грузов. Мошенничество беспокоит не только клиентов, но и страховщиков. Ежегодно некоторые компании компенсируют в среднем от одного до трех крупных убытков.

Владельцы больших грузопотоков, в частности, в сегменте сборных грузов (LTL), где страхование грузов как имущества уже является скорее правилом, чем исключением, активно интересуются возможностью страхования косвенных убытков – расходов на урегулирование, компенсацией неполученной прибыли и фрахта.

А. Лашкевич, рассказывая об опыте с точки зрения перевозчика, подтвердил, что страхование сегодня наиболее актуально для сегмента LTL. Это связано и с характером перевозки, когда в одной машине собрано много разных грузов, и с востребованностью услуги. «Для нас также важно и страхование ответственности грузоперевозчика, так как это не только обеспечение рисков, но и имидж и репутация надежной компании», – отмечает эксперт. Руководитель управления андеррайтинга и методологии корпоративного бизнеса СК «Сбербанк страхование» Дмитрий Цветков добавил, что в последнее время участились запросы на страхование ответственности экспедиторов. Однако данная услуга не пользуется популярностью у страховщиков в связи со сложностью оценки риска.

Как отметил С. Зиновенко, самым ожидаемым событием для автомобильных перевозчиков и экспедиторов является законодательное закрепление возможности страхования ответственности. Ожидается внесение изменений в этой части в Устав автомобильного транспорта и федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности». В начале ноября этого года Госдума в первом чтении приняла законопроект о добровольном страховании ответственности перевозчика за нарушение договора перевозки груза. Но после этого он был отправлен на доработку.

Подводя итог по актуальной ситуации, Д. Цветков подчеркнул, что, учитывая тенденцию последних лет, выделить какой-либо сегмент, который показал бы наибольший темп развития, нельзя. По его словам, рынок относительно стабилен.

Мемы и тренды

Помимо актуальных вызовов, компании уже готовятся к переходу на новые форматы взаимодействия, которые придется реализовать в ближайшем будущем, чтобы не потерять связь с клиентами.

В сервисе урегулирования убытков наметился явный переход на внешнее администрирование претензий. Это стало логическим продолжением существующей процедуры удаленного урегулирования убытков. Но хотя цифровые технологии обеспечивают оперативный обмен информацией, ее обработку и хранение, качество этой информации пока все же обеспечивается людьми. По-прежнему остается актуальным непосредственное присутствие независимого профессионала для фиксации факта и размера возникшего ущерба.

«Можно выделить уже ставший мемом всеобщий тренд на цифровизацию и интернетизацию, который не обошел деятельность страховых компаний и посредников страхового рынка. Снижение стоимости и повышение доступности цифровых технологий обуславливают уверенное развитие этого тренда, что в целом нельзя не приветствовать. В первую очередь это актуально для интернет-продаж и продвижения страховых услуг», – рассказал С. Зиновенко.

М. Зюганова согласилась, что в последние несколько лет страхование грузов активно цифровизируется, и отметила, что в 2019 году некоторые страховщики перешли к наиболее активной фазе. «Мы успели реализовать программное решение, позволяющее максимально ускорить процесс урегулирования убытков. На сегодняшний момент мы активно апробируем его и планируем внедрение в стандартную практику. Методы статистического анализа данных, построение математических моделей по большим массивам дает возможность предложить клиенту именно тот продукт, который его интересует. Такой подход в результате дает существенное увеличение доли застрахованных грузов», – говорит она. Становится все более востребованным предоставление сервисных услуг по сокращению времени оформления страховых документов, а также оптимизация документооборота, в том числе в электронном виде, при урегулировании убытков.

В этой связи нельзя не отметить проникновение цифровых рисков в сферу логистики. К 2022 году, по прогнозу Всемирного экономического форума, сумма планетарного ущерба от кибератак может вырасти до $8 трлн. Киберрискам подвержены все участники логистических процессов: грузовладельцы, сервисные платформы, перевозчики и государственные органы. В исследовании Cybersecurity Ventures ученые пришли к выводу, что кибератаки происходят каждые 14 секунд по всему миру. Для взлома стандартной IT-инфраструктуры хакерам в среднем требуется всего 1 час.

На рынке сложилась устойчивая картина: грузовладельцы страхуют грузы, перевозчики – профессиональную ответственность и дебиторскую задолженность, экспедиторы – все перечисленное. Для цифровых платформ, занимающихся автоматизацией грузовых перевозок, необходимо, кроме того, страховать себя от киберрисков, возникающих при работе с электронными ресурсами.

Формирование комплексной защиты от киберинцидентов подразумевает страхование электронного оборудования, профессиональной ответственности в IT-сфере, данных клиентов и информации. При этом в законодательстве РФ нет четких формулировок, как оценить вред от потери данных. «Сегодня страховщики достаточно настороженно относятся к процессам, связанным с цифровыми рисками. Цифровизация фактически только пришла в нашу деятельность. Но мы уже готовим предложения и проекты, которые позволят перевести ответственность на платформы, имеющиеся на рынке», – прокомментировала данную проб­лему основатель компании INCENTRE Елена Харламова. Эксперт отмечает также, что любая цифровизация – это всегда раздолье для мошенников, поэтому время честных контрактов, основанных на персональном доверии и дружбе, уже проходит.

Победы и поражения

Как отмечают в Национальном рейтинговом агентстве, сочетание отрицательной динамики нетто-премий и роста выплат свидетельствует о продолжающемся снижении рентабельности бизнеса. Экономическая ситуация в стране не предоставляет страховщикам новых крупных драйверов роста.

Сложность входа на рынок подтверждают слова перевозчиков. Например, директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Эдуард Миронов отметил, что главным фактором, на который следует обращать внимание, компания считает рейтинг надежности страховщика. Это значит, что эра рискованных контрактов проходит, а страховые компании, с которыми сотрудничают все участники процесса перевозки, в настоящий момент становятся основными агентами, несущими убытки от любого рода проис­шествий. «При работе с транспортными партнерами мы требуем от каждого наличие подтверждения страхования ответственности, так как это позволяет нам быть уверенными, что груз каждого нашего клиента находится не только под присмотром водителя, но и под охраной страховой компании», – рассказал Э. Миронов.

Транспортные компании расширяют свои запросы. К примеру, начальник отдела страхования ООО «Байкал-Сервис ТК» Светлана Лемешева рассказала, что в этом году организация пересмотрела свои отношения со страховщиками.

«В первую очередь нам удалось максимально расширить страховое покрытие, – отметила она. – Теперь по новым условиям страхования у нас покрывается 99,9% всех повреждений, утрат и гибели грузов. Мы ввели упрощенную схему урегулирования убытков для большинства страховых случаев. Сократили перечень документов (до трех), необходимых для получения выплаты, ввели простой способ определения размера ущерба, сократили сроки рассмотрения документов. В результате нам удалось существенно сократить сроки урегулирования. Более 65% заявленных случаев сейчас урегулируются страховщиком в срок до 14 календарных дней, остальные – до 30 дней с момента предоставления первого документа. Такие изменения становятся несомненным плюсом как для грузовладельца, так и для перевозчика. Но то, что победа для одних, для других –
поражение. Страховые компании со скрипом соглашаются на новые условия, но и отказаться от гибкости в решениях не могут из-за замедления развития рынка. Компенсировать риски приходится более скрупулезным отбором партнеров. Как итог мы получаем постепенную либерализацию в работе с крупными компаниями и возрастающую осторожность страховщиков во взаимодействиии с новыми клиентами».

По словам С. Зиновенко, страховые компании чаще всего сталкиваются с завышенными ожиданиями и требованиями страхователей. Многие договоры содержат исключения и изъятия, а также исчерпывающий перечень рисков, при наступлении которых случай будет признан страховым. «Сам по себе полис страхования не означает, что объект застрахован от всего на свете. Хотя при большом желании договором можно предусмотреть максимально обширный перечень возможных рисков, но нужно понимать, что стоимость такого страхования должна быть значительно выше», – подчеркнул эксперт.

Фактически же из-за готовности транспортников сотрудничать с разными страховыми компаниями тем приходится прибегать к существенному занижению стоимости услуг, чтобы оставаться конкурентоспособными. К примеру, в ГК «Деловые линии» благодаря увеличению числа партнеров клиент может сам выбирать, где ему удобно застраховать груз. С учетом введения новых продуктов, которые позволяют увеличить размер выплат, конечная стоимость отличается от совокупной практически на четверть. Так, при наступлении страхового случая с грузом клиенту, помимо стандартного возмещения, дополнительно выплачивается 10% стоимости груза. А если клиент также решил застраховать сроки доставки, то при их нарушении возвращается 120% стоимости перевозки.

Подведем итоги. Необходимость повышения уставного капитала, обострение конкурентной борьбы, превышение темпа роста выплат над темпом роста премий не позволяют мелким игрокам сохранять положительную рентабельность. В таких условиях ожидается дальнейшее сокращение числа страховых компаний. Тем же, кто останется на плаву, придется проявить максимальную гибкость, чтобы оставаться привлекательными партнерами для игроков транспортного рынка.

Точка зрения

Сергей Зиновенко,
директор по развитию ООО «Независимое агентство сюрвея и аджастинга»
– Главная сложность, с которой приходится сталкиваться страховым и аджастинговым компаниям, – это отсутствие оперативности. Чем раньше к урегулированию убытка подключится независимый специалист, тем больше вероятность получить необходимую выплату. Зачастую к решению о необходимости получения профессиональной помощи страхователи и выгодоприобретатели приходят, уже имея на руках отказ в выплате страхового возмещения. Своевременность и правильная последовательность действий очень важны в вопросах взаимодействия со страховой компанией, особенно при урегулировании сложного случая убытка на крупную сумму. [~DETAIL_TEXT] =>

Количество и качество

Согласно исследованию рейтингового агентства RAEX, размер страхового рынка (объем собранных премий) по итогам I полугодия вырос всего на 1%, до 739,2 млрд руб., тогда как в прошлом году прирост за этот же период составлял 13,3%.
Впрочем, динамика несколько обнадеживает: в II квартале темп прироста ускорился до 1,8% – это заметно выше, чем 0,3% в I квартале 2019 года, но значительно меньше, чем в II квартале 2018-го (7,5%). Невысокий рост связан в первую очередь со снижением премий по инвестиционному страхованию жизни, которое в последние годы было основным драйвером развития. Тем не менее общее падение заметно и на транспортном рынке, несмотря на появление новых факторов спроса.

Говоря о наиболее развивающихся секторах, необходимо разделить наметившиеся тенденции на две категории. Если исходить из количественных показателей, то на протяжении последних нескольких лет растет общее число заключенных договоров страхования грузов, а значит, можно говорить о повышении интереса потребителей к этой услуге.

В России значительное число грузов перевозится автомобильным транспортом, при этом большая часть крупных российских экспедиторов прибегает к их страхованию. Соответственно, существенная часть застрахованных грузов приходится именно на перевозки автомобильным транспортом.

Директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые линии» Александр Лашкевич отметил, что наиболее значимыми для перевозчиков сегодня выступают следующие услуги: страхование груза и сроков доставки, 3PL-страхование, страхование ответственности грузоперевозчика и экспедитора. Однако применение или отказ от страхования все еще зависит в первую очередь от уровня прозрачности и благо­надежности компании. Как отметил директор по развитию ООО «Независимое агентство сюрвея и аджастинга» Сергей Зиновенко, в России по понятным причинам самыми массовыми являются обязательные виды страхования.

«С точки зрения перевозок к обязательным и часто встречающимся относится страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров. Из добровольных видов чаще всего можно встретить страхование грузов, периодически заключаются договоры страхования ответственности профессиональных участников – экспедиторов, перевозчиков», – рассказал С. Зиновенко.

Несмотря на это отрицательную динамику премий в страховании транспортной отрасли показали как добровольные (КАСКО, страхование грузов и ответственности), так и обязательные виды (ОСАГО и страхование ответственности владельцев опасных объектов).

Управляющий директор по имущественным видам страхования компании «Ренессанс страхование» Марина Зюганова также отметила, что у каждого уровня бизнеса свой порог устойчивости: для крупных корпораций убыток в 10 млн руб. незначителен, а для малого бизнеса убыток в 1 млн руб. внесет существенные коррективы в экономику. Это усложняет анализ страхового рынка. Однако если все же сегментировать его по видам транспорта, то, по словам эксперта, защита наиболее актуальна при автоперевозках. По оценке «Ренессанс страхования», наибольшая активность отмечается в сегменте потокового страхования – защите больших партий малых по стоимости и габаритам грузов, например, в сфере курьерских служб.

Не столь массовые, но концептуальные изменения на рынке все же можно заметить. С качественной точки зрения страховым компаниям еще есть над чем работать, прежде всего в вопросе урегулирования убытка и выплаты страхового возмещения в размере, достаточном для покрытия возникшего ущерба. Данная проблема может возникнуть в любом сегменте грузоперевозок, вне зависимости от вида транспорта.

М. Зюганова рассказала, что в компании наблюдают увеличение числа запросов по рискам хищения ликвидных грузов. Мошенничество беспокоит не только клиентов, но и страховщиков. Ежегодно некоторые компании компенсируют в среднем от одного до трех крупных убытков.

Владельцы больших грузопотоков, в частности, в сегменте сборных грузов (LTL), где страхование грузов как имущества уже является скорее правилом, чем исключением, активно интересуются возможностью страхования косвенных убытков – расходов на урегулирование, компенсацией неполученной прибыли и фрахта.

А. Лашкевич, рассказывая об опыте с точки зрения перевозчика, подтвердил, что страхование сегодня наиболее актуально для сегмента LTL. Это связано и с характером перевозки, когда в одной машине собрано много разных грузов, и с востребованностью услуги. «Для нас также важно и страхование ответственности грузоперевозчика, так как это не только обеспечение рисков, но и имидж и репутация надежной компании», – отмечает эксперт. Руководитель управления андеррайтинга и методологии корпоративного бизнеса СК «Сбербанк страхование» Дмитрий Цветков добавил, что в последнее время участились запросы на страхование ответственности экспедиторов. Однако данная услуга не пользуется популярностью у страховщиков в связи со сложностью оценки риска.

Как отметил С. Зиновенко, самым ожидаемым событием для автомобильных перевозчиков и экспедиторов является законодательное закрепление возможности страхования ответственности. Ожидается внесение изменений в этой части в Устав автомобильного транспорта и федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности». В начале ноября этого года Госдума в первом чтении приняла законопроект о добровольном страховании ответственности перевозчика за нарушение договора перевозки груза. Но после этого он был отправлен на доработку.

Подводя итог по актуальной ситуации, Д. Цветков подчеркнул, что, учитывая тенденцию последних лет, выделить какой-либо сегмент, который показал бы наибольший темп развития, нельзя. По его словам, рынок относительно стабилен.

Мемы и тренды

Помимо актуальных вызовов, компании уже готовятся к переходу на новые форматы взаимодействия, которые придется реализовать в ближайшем будущем, чтобы не потерять связь с клиентами.

В сервисе урегулирования убытков наметился явный переход на внешнее администрирование претензий. Это стало логическим продолжением существующей процедуры удаленного урегулирования убытков. Но хотя цифровые технологии обеспечивают оперативный обмен информацией, ее обработку и хранение, качество этой информации пока все же обеспечивается людьми. По-прежнему остается актуальным непосредственное присутствие независимого профессионала для фиксации факта и размера возникшего ущерба.

«Можно выделить уже ставший мемом всеобщий тренд на цифровизацию и интернетизацию, который не обошел деятельность страховых компаний и посредников страхового рынка. Снижение стоимости и повышение доступности цифровых технологий обуславливают уверенное развитие этого тренда, что в целом нельзя не приветствовать. В первую очередь это актуально для интернет-продаж и продвижения страховых услуг», – рассказал С. Зиновенко.

М. Зюганова согласилась, что в последние несколько лет страхование грузов активно цифровизируется, и отметила, что в 2019 году некоторые страховщики перешли к наиболее активной фазе. «Мы успели реализовать программное решение, позволяющее максимально ускорить процесс урегулирования убытков. На сегодняшний момент мы активно апробируем его и планируем внедрение в стандартную практику. Методы статистического анализа данных, построение математических моделей по большим массивам дает возможность предложить клиенту именно тот продукт, который его интересует. Такой подход в результате дает существенное увеличение доли застрахованных грузов», – говорит она. Становится все более востребованным предоставление сервисных услуг по сокращению времени оформления страховых документов, а также оптимизация документооборота, в том числе в электронном виде, при урегулировании убытков.

В этой связи нельзя не отметить проникновение цифровых рисков в сферу логистики. К 2022 году, по прогнозу Всемирного экономического форума, сумма планетарного ущерба от кибератак может вырасти до $8 трлн. Киберрискам подвержены все участники логистических процессов: грузовладельцы, сервисные платформы, перевозчики и государственные органы. В исследовании Cybersecurity Ventures ученые пришли к выводу, что кибератаки происходят каждые 14 секунд по всему миру. Для взлома стандартной IT-инфраструктуры хакерам в среднем требуется всего 1 час.

На рынке сложилась устойчивая картина: грузовладельцы страхуют грузы, перевозчики – профессиональную ответственность и дебиторскую задолженность, экспедиторы – все перечисленное. Для цифровых платформ, занимающихся автоматизацией грузовых перевозок, необходимо, кроме того, страховать себя от киберрисков, возникающих при работе с электронными ресурсами.

Формирование комплексной защиты от киберинцидентов подразумевает страхование электронного оборудования, профессиональной ответственности в IT-сфере, данных клиентов и информации. При этом в законодательстве РФ нет четких формулировок, как оценить вред от потери данных. «Сегодня страховщики достаточно настороженно относятся к процессам, связанным с цифровыми рисками. Цифровизация фактически только пришла в нашу деятельность. Но мы уже готовим предложения и проекты, которые позволят перевести ответственность на платформы, имеющиеся на рынке», – прокомментировала данную проб­лему основатель компании INCENTRE Елена Харламова. Эксперт отмечает также, что любая цифровизация – это всегда раздолье для мошенников, поэтому время честных контрактов, основанных на персональном доверии и дружбе, уже проходит.

Победы и поражения

Как отмечают в Национальном рейтинговом агентстве, сочетание отрицательной динамики нетто-премий и роста выплат свидетельствует о продолжающемся снижении рентабельности бизнеса. Экономическая ситуация в стране не предоставляет страховщикам новых крупных драйверов роста.

Сложность входа на рынок подтверждают слова перевозчиков. Например, директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Эдуард Миронов отметил, что главным фактором, на который следует обращать внимание, компания считает рейтинг надежности страховщика. Это значит, что эра рискованных контрактов проходит, а страховые компании, с которыми сотрудничают все участники процесса перевозки, в настоящий момент становятся основными агентами, несущими убытки от любого рода проис­шествий. «При работе с транспортными партнерами мы требуем от каждого наличие подтверждения страхования ответственности, так как это позволяет нам быть уверенными, что груз каждого нашего клиента находится не только под присмотром водителя, но и под охраной страховой компании», – рассказал Э. Миронов.

Транспортные компании расширяют свои запросы. К примеру, начальник отдела страхования ООО «Байкал-Сервис ТК» Светлана Лемешева рассказала, что в этом году организация пересмотрела свои отношения со страховщиками.

«В первую очередь нам удалось максимально расширить страховое покрытие, – отметила она. – Теперь по новым условиям страхования у нас покрывается 99,9% всех повреждений, утрат и гибели грузов. Мы ввели упрощенную схему урегулирования убытков для большинства страховых случаев. Сократили перечень документов (до трех), необходимых для получения выплаты, ввели простой способ определения размера ущерба, сократили сроки рассмотрения документов. В результате нам удалось существенно сократить сроки урегулирования. Более 65% заявленных случаев сейчас урегулируются страховщиком в срок до 14 календарных дней, остальные – до 30 дней с момента предоставления первого документа. Такие изменения становятся несомненным плюсом как для грузовладельца, так и для перевозчика. Но то, что победа для одних, для других –
поражение. Страховые компании со скрипом соглашаются на новые условия, но и отказаться от гибкости в решениях не могут из-за замедления развития рынка. Компенсировать риски приходится более скрупулезным отбором партнеров. Как итог мы получаем постепенную либерализацию в работе с крупными компаниями и возрастающую осторожность страховщиков во взаимодействиии с новыми клиентами».

По словам С. Зиновенко, страховые компании чаще всего сталкиваются с завышенными ожиданиями и требованиями страхователей. Многие договоры содержат исключения и изъятия, а также исчерпывающий перечень рисков, при наступлении которых случай будет признан страховым. «Сам по себе полис страхования не означает, что объект застрахован от всего на свете. Хотя при большом желании договором можно предусмотреть максимально обширный перечень возможных рисков, но нужно понимать, что стоимость такого страхования должна быть значительно выше», – подчеркнул эксперт.

Фактически же из-за готовности транспортников сотрудничать с разными страховыми компаниями тем приходится прибегать к существенному занижению стоимости услуг, чтобы оставаться конкурентоспособными. К примеру, в ГК «Деловые линии» благодаря увеличению числа партнеров клиент может сам выбирать, где ему удобно застраховать груз. С учетом введения новых продуктов, которые позволяют увеличить размер выплат, конечная стоимость отличается от совокупной практически на четверть. Так, при наступлении страхового случая с грузом клиенту, помимо стандартного возмещения, дополнительно выплачивается 10% стоимости груза. А если клиент также решил застраховать сроки доставки, то при их нарушении возвращается 120% стоимости перевозки.

Подведем итоги. Необходимость повышения уставного капитала, обострение конкурентной борьбы, превышение темпа роста выплат над темпом роста премий не позволяют мелким игрокам сохранять положительную рентабельность. В таких условиях ожидается дальнейшее сокращение числа страховых компаний. Тем же, кто останется на плаву, придется проявить максимальную гибкость, чтобы оставаться привлекательными партнерами для игроков транспортного рынка.

Точка зрения

Сергей Зиновенко,
директор по развитию ООО «Независимое агентство сюрвея и аджастинга»
– Главная сложность, с которой приходится сталкиваться страховым и аджастинговым компаниям, – это отсутствие оперативности. Чем раньше к урегулированию убытка подключится независимый специалист, тем больше вероятность получить необходимую выплату. Зачастую к решению о необходимости получения профессиональной помощи страхователи и выгодоприобретатели приходят, уже имея на руках отказ в выплате страхового возмещения. Своевременность и правильная последовательность действий очень важны в вопросах взаимодействия со страховой компанией, особенно при урегулировании сложного случая убытка на крупную сумму. [DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT] => По данным Национального рейтингового агентства, динамика развития страхового рынка за 6 месяцев 2019-го свидетельствует о его стагнации. Объем брутто-премий по сравнению с I полугодием прошлого года практически не изменился, а нетто-премий – сократился почти на 36 млрд руб. Судя по всему, после стремительного роста 2018-го (+16%) рынок затаился ввиду снижения рентабельности бизнеса. [~PREVIEW_TEXT] => По данным Национального рейтингового агентства, динамика развития страхового рынка за 6 месяцев 2019-го свидетельствует о его стагнации. Объем брутто-премий по сравнению с I полугодием прошлого года практически не изменился, а нетто-премий – сократился почти на 36 млрд руб. Судя по всему, после стремительного роста 2018-го (+16%) рынок затаился ввиду снижения рентабельности бизнеса. [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [PREVIEW_PICTURE] => Array ( [ID] => 1973527 [TIMESTAMP_X] => 25.12.2019 14:12:50 [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 418 [WIDTH] => 630 [FILE_SIZE] => 71035 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/1dd [FILE_NAME] => Depositphotos_316190442_xl_2015.jpg [ORIGINAL_NAME] => Depositphotos_316190442_xl-2015.jpg [DESCRIPTION] => [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => 5cc1a0465c2339db295c788a4e801875 [VERSION_ORIGINAL_ID] => [META] => [SRC] => /upload/iblock/1dd/Depositphotos_316190442_xl_2015.jpg [UNSAFE_SRC] => /upload/iblock/1dd/Depositphotos_316190442_xl_2015.jpg [SAFE_SRC] => /upload/iblock/1dd/Depositphotos_316190442_xl_2015.jpg [ALT] => Рынок страхования не застрахован от падения [TITLE] => Рынок страхования не застрахован от падения ) [~PREVIEW_PICTURE] => 1973527 [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [CODE] => rynok-strakhovaniya-ne-zastrakhovan-ot-padeniya [~CODE] => rynok-strakhovaniya-ne-zastrakhovan-ot-padeniya [EXTERNAL_ID] => 378146 [~EXTERNAL_ID] => 378146 [IBLOCK_TYPE_ID] => info [~IBLOCK_TYPE_ID] => info [IBLOCK_CODE] => articles_magazines [~IBLOCK_CODE] => articles_magazines [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [LID] => s1 [~LID] => s1 [EDIT_LINK] => [DELETE_LINK] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 25.12.2019 [FIELDS] => Array ( ) [PROPERTIES] => Array ( [AUTHOR] => Array ( [ID] => 97 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => Автор [ACTIVE] => Y [SORT] => 400 [CODE] => AUTHOR [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => Автор [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => Юлия Чернышевская [PROPERTY_VALUE_ID] => 378146:97 [DESCRIPTION] => [~VALUE] => Юлия Чернышевская [~DESCRIPTION] => ) [AUTHOR_PHOTO] => Array ( [ID] => 108 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => Автор фото [ACTIVE] => Y [SORT] => 410 [CODE] => AUTHOR_PHOTO [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => Автор фото [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 378146:108 [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [~VALUE] => ) [ISSUE] => Array ( [ID] => 93 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => Выпуск [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => ISSUE [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => Y [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => Выпуск [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => 378078 [PROPERTY_VALUE_ID] => 378146:93 [DESCRIPTION] => [~VALUE] => 378078 [~DESCRIPTION] => ) [BLOG_POST_ID] => Array ( [ID] => 94 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => ID поста блога для комментариев [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => BLOG_POST_ID [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => ID поста блога для комментариев [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 378146:94 [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [~VALUE] => ) [BLOG_COMMENTS_CNT] => Array ( [ID] => 95 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => Количество комментариев [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => BLOG_COMMENTS_CNT [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => Количество комментариев [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 378146:95 [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [~VALUE] => ) [MORE_PHOTO] => Array ( [ID] => 98 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => Дополнительные фотографии [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => MORE_PHOTO [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => jpg, gif, bmp, png, jpeg [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => Дополнительные фотографии [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [~VALUE] => ) [PUBLIC_ACCESS] => Array ( [ID] => 110 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => Открытый доступ [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => PUBLIC_ACCESS [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => Открытый доступ [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 378146:110 [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [~VALUE] => [VALUE_ENUM_ID] => ) [ATTACHED_PDF] => Array ( [ID] => 324 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => Прикрепленный PDF [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => ATTACHED_PDF [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => pdf [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => Прикрепленный PDF [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 378146:324 [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [~VALUE] => ) ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( ) [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [SECTION_META_TITLE] => Рынок страхования не застрахован от падения [SECTION_META_KEYWORDS] => рынок страхования не застрахован от падения [SECTION_META_DESCRIPTION] => По данным Национального рейтингового агентства, динамика развития страхового рынка за 6 месяцев 2019-го свидетельствует о его стагнации. Объем брутто-премий по сравнению с I полугодием прошлого года практически не изменился, а нетто-премий – сократился почти на 36 млрд руб. Судя по всему, после стремительного роста 2018-го (+16%) рынок затаился ввиду снижения рентабельности бизнеса. [ELEMENT_META_TITLE] => Рынок страхования не застрахован от падения [ELEMENT_META_KEYWORDS] => рынок страхования не застрахован от падения [ELEMENT_META_DESCRIPTION] => По данным Национального рейтингового агентства, динамика развития страхового рынка за 6 месяцев 2019-го свидетельствует о его стагнации. Объем брутто-премий по сравнению с I полугодием прошлого года практически не изменился, а нетто-премий – сократился почти на 36 млрд руб. Судя по всему, после стремительного роста 2018-го (+16%) рынок затаился ввиду снижения рентабельности бизнеса. [SECTION_PICTURE_FILE_ALT] => Рынок страхования не застрахован от падения [SECTION_PICTURE_FILE_TITLE] => Рынок страхования не застрахован от падения [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Рынок страхования не застрахован от падения [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Рынок страхования не застрахован от падения [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_ALT] => Рынок страхования не застрахован от падения [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_TITLE] => Рынок страхования не застрахован от падения [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Рынок страхования не застрахован от падения [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Рынок страхования не застрахован от падения ) )



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions