Рост ставок за использование вагонов, который начался в августе – сентябре, препятствует ОАО «РЖД» привлекать дополнительные грузы на железнодорожную сеть. По ряду направлений операторы подняли ставки (до 80%), в то время как у РЖД рост тарифов на перевозки с начала года составил лишь 2,6% при разрешённом потолке в 9%. Таким образом, компания старается привлечь на сеть как можно больше груза, но этому мешает рост платы за вагоны, поступающей операторам.
На совещании с членами Совета операторов железнодорожного транспорта президент ОАО «РЖД» Олег Белозёров предложил найти баланс между интересами перевозчика и владельцами вагонов в вопросе получения дополнительных доходов от улучшения конъюнктуры на рынке.
«Не найдя баланса, никто ничего не выиграет, – подчеркнул Олег Белозёров. – Для нас главная задача – поддержание инфраструктуры в работоспособном состоянии и предоставление услуг, которые обеспечивали бы надёжную работу участников рынка перевозки грузов. Полагаю, мы также вправе рассчитывать на системную работу операторов с клиентами, направленную на привлечение на железнодорожный транспорт дополнительных объёмов грузов, улучшение технологического взаимодействия с ОАО «РЖД».
Предложение РЖД заключается в том, чтобы сдерживать рост этой вагонной составляющей и за счёт более низкого тарифа и улучшения качества услуг привлекать на железнодорожный транспорт больше груза. От этого должны получить доход как сама компания, так и операторы. При этом имеется возможность провести более высокую индексацию на ряд экспортных грузов, чтобы получить необходимые средства для развития инфраструктуры. Это так называемая точечная дифференциация.
Как полагают эксперты, собственники подвижного состава воспользовались благоприятной ценовой конъюнктурой и вряд ли пойдут на сотрудничество с РЖД в плане регулирования тарифов.
Генеральный директор АНО «Институт исследования проблем железнодорожного транспорта» Павел Иванкин подтверждает, что на полувагоны ставки резко выросли даже по сравнению с маем – июнем, поскольку были очень востребованы перевозки угля и строительных материалов на Дальний Восток. Из-за этого и возникли локальные дефициты вагонов в Кузбассе.
Президент ЗАО «Евросиб СПб-транспортные системы» Дмитрий Никитин полагает, что РЖД и операторам стоило бы действительно формировать по направлениям единый транспортный продукт и делать его клиентоориентированным.