Идея запуска контрейлерных перевозок в России обсуждалась и ранее, в 2015 году, ОАО РЖД в сотрудничестве с автоперевозчиком Globaltruck, подконтрольным совладельцу Globaltrans Александру Елисееву, собиралось запустить такой проект (см. "Ъ" от 13 ноября 2015 года). По словам Алексея Тайчера, компании продолжают обсуждение проекта.
Пока проекту мешают технические сложности. В этом году ФГК планировала закупить 52 контрейлерные платформы, сформировать маршрут и запустить его в эксплуатацию. Но, рассказал господин Тайчер, старт проекта "сдерживает машиностроение": сроки переносятся из-за проблем с поставками комплектующих между двумя предприятиями. Сейчас компания ведет работу с вагоностроителями о дополнительной сертификации, чтобы не зависеть от одного конкретного поставщика, говорит он, в течение двух-трех лет ФГК может закупить несколько сотен таких платформ. По его словам, новый подвижной состав появится не раньше лета 2017 года.
Как заявил господин Тайчер, интерес к проекту уже проявила компания "Магнит" Сергея Галицкого. Финансовый директор "Магнита" Хачатур Помбухчан сообщил "Ъ", что в рамках пилотного проекта компания получила "достаточно оптимистичные результаты", но для запуска более масштабного сотрудничества или коммерческого использования требуются "серьезные инфраструктурные доработки с обеих сторон, чем мы на сегодняшний день и занимаемся".
В Европе движение фур на контрейлерных платформах выгодно с точки зрения соблюдения безопасности труда, рассказывает один из крупных заказчиков автотранспорта: водитель, отработав дневную норму, доезжает до вокзала, фура грузится на платформу и едет железной дорогой, пока водитель отдыхает. Так фура движется медленнее, чем по автотрассе, но в любом случае не простаивает. Однако в России пока эту схему построить не получается: препятствуют нехватка или несвоевременная подача платформ, опоздание самих фур, необеспеченность техникой для их погрузки-разгрузки.
Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров говорит, что интерес к развитию контрейлерных перевозок повышается с момента введения системы взимания платы за проезд по федеральным дорогам для большегрузов "Платон" и в связи с планируемым в 2017 году повышением тарифов. Эксперт подчеркивает, что наибольшую экономическую эффективность имеют несопровождаемые контрейлерные перевозки, когда на платформу загружают не всю машину целиком, а только полуприцеп. Он подчеркивает, что контрейлерные перевозки экономически эффективны только при движении поездов по расписанию, так как для клиентов, работающих на рынке автоперевозок, важно соблюдать жесткие требования по срокам.